5 ненужных дел, которыми вынуждены заниматься белорусские учителя

незаменимых нет?

Пожалуй, столько реформ, сколько за последний учебный год, школьная система в Беларуси не переживала уже давно. Взять хотя бы обязательный шестой школьный день, мнение о котором высказали учителя и родители учеников, или рекомендуемое время начала работы учебного учреждения с 9 часов.

От подобных нововведений пострадали не только школьники и их родители, но и учителя, которым и так приходится нелегко.

«Белорусские учителя – это люди, загруженные бумажной работой, – рассказала 36-летняя Кристина, учитель-предметник одной из районных школ Витебской области. – Иногда кажется, что ты пришел в школу не учить детей «доброму и вечному», а писать бесконечные отчеты о проделанной работе».

Действительно, сегодня учителя, помимо прямой обязанности – учить, должны выполнять еще кучу работы, и очень часто в свое свободное время.

День знаний, гимназия №9

Идем на первый урок. Фото Евгении Москвиной

1. Подписка

Ни для кого не секрет, что многие работники бюджетных организаций вынуждены выписывать различные периодические издания и проводить подписную кампанию среди учеников.

«Нас заставляют подписываться на «Советскую Беларусь», «Настаўніцкую газету» и собирать деньги у родителей учеников на «Юный спасатель», – рассказала Алена, 30-летний классный руководитель одной из районных школ области. – Раз в квартал на газеты я трачу 23-30 рублей. А нередко бывает,что родители отказываются сдавать деньги на подписку, тогда приходится платить из собственного кармана – план выполнять надо».

2. Посещение учеников на дому

Многие родители уже привыкли, что раз-два раза в год к ним домой приходит учитель, чтобы проверить, в каких условиях живет школьник. На «обход» учителя отправляются по вечерам, в свое свободное время. А если ученик живет далеко от школы, то и проезд приходится оплачивать из собственного кармана. Еще чаще  (минимум раз в месяц) нужно посещать семьи, находящиеся в СОП.

«Если классные руководители ходят по квартирам учеников своего класса, то учителя-предметники обходят дома, которые территориально относятся к школе, – рассказала Ольга, 33-летний учитель-предметник одной из школ города. – Нужно составлять списки, кто пойдет в нашу школу, смотреть, как живут дети, есть ли у них отдельное спальное место, стол для занятий. А если, например, мама вызовет милицию на папу, то школа также должна отреагировать. В семью отправляется учитель с социальным педагогом, которые должны выяснить причины произошедшего, адекватно оценить ситуацию и по результатам такого социального расследования написать кучу бумажек».

Еще хуже обстоят дела на районе, где, по словам учителей, им еще приходится выполнять функции МЧС и пожарных. Вот что рассказала 28-летняя Вера, классный руководитель в одной из деревенских школ нашей области:

«Перед отопительным сезоном нам традиционно приходит бумажка из МЧС, в которой написано, что мы должны оценить готовность домов к зиме, проследить, есть ли топливо в нужном количестве. А один из пунктов гласит: проверить дымоход. То есть, по мнению МЧС, учитель должен залезть на чердак, попросить хозяев затопить печь и проследить, чтобы не дымило?!»

3. Участие в выборах

Перед выборами у учителей горячая пора, ведь им нужно обойти дома в микрорайоне, собрать подписи за выдвижение кандидата, опросить, придет ли человек на выборы, а некоторым и выступить в роли члена участковой комиссии или наблюдателя.

«В подготовке к выборам в нашей школе задействованы практически все, – рассказала 40-летняя Ирина, учитель-предметник одной из школ города. – Микрорайон у нас большой, а обойти нужно каждую квартиру. А где никого нет дома – вернуться еще раз. Как правило, ходят учителя после работы или в выходные дни. Никаких премий за это не положено, можно только взять пару отгулов. Но, поверьте, оно того не стоит».

поселок Октябрьский

Октябрьская средняя школа Витебского района. Фото Светланы Васильевой

4. Контроль за оплатой коммунальных услуг

Если семья длительное время не оплачивает коммунальные услуги и уже образовалась немаленькая задолженность, в гости к нерадивым родителям отправляются учителя и социальные педагоги со школы.

«Не так давно в нашу школу поступила информация, что у семьи одного из учеников задолженность за коммунальные услуги – 250 рублей, – рассказала Анастасия, классный руководитель одной из городских школ. – Вместе с социальным педагогом из школы, а также с социальным педагогом из детского садика, который посещает младший ребенок, вечером мы отправились к ним. Дома был только дедушка, который категорически отказался с нами разговаривать. И я его понимаю. Скажите, кому понравится, если к вам домой придут три чужие тетки и начнут расспрашивать, почему вы не оплачиваете коммунальные платежи?»

5. Составление списков тунеядцев

В марте этого года появилась информация о том, что действие декрета «О предупреждении социального иждивенчества» временно приостановлено. Но списки тунеядцев белорусские учителя заготавливают «впрок», декрет ведь не отменили.

«Лично у меня был список тунеядцев из 56 фамилий, – рассказала 31-летняя Татьяна, учитель-предметник одной из городских школ. – В приказном порядке всех их нужно было обойти, узнать, устроились ли они на работу. Если нет, то по какой причине, собираются ли в дальнейшем трудоустраиваться. Ходили по квартирам мы парами: одной было страшно, ведь дело было вечером после работы.

При этом нам сказали, что желательно не говорить, что мы учителя, а отвечать всем, что информация собирается по поручению администрации Первомайского района. Случалось всякое: и не открывали двери, и посылали куда подальше, и чуть ли не бросались на нас с кулаками. Бывало также, что человек в списках, а он несколько лет работает на одном и том же предприятии, или числится «тунеядцем», а уже давно живет за рубежом».

Кстати, как в Витебске выступали против Декрета №3, смотрите здесь и здесь.

И это далеко не все ненужные дела, которыми приходится заниматься современным учителям. Ведь никто не отменял обязательное посещение городских праздников, митингов и парадов, проведение в школе различных дополнительных мероприятий для отчетности, заполнение различных бумаг, сбор макулатуры, контроль за питанием и многое другое.

«Нам ведь говорят как: незаменимых людей нет, – подытожил Виталий, учитель-предметник одной из городских школ. – Не хотите работать – не работайте. На ваше место придут другие».

А потом мы удивляемся, почему некоторые учителя говорят, что они – абсолютно бесправные существа.


  • ЛАТЫШЕВ СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ

    Если учителя в Беларуси соберутся дружно вместе и публично откажутся от этих, да и многих других, «делишек», то только выиграют.
    1.Почувствуют себя людьми! Что не последнее «дельце» для них, их учеников и родителей этих учеников.
    2.Смогут, наконец, перенять опыт Финского образования и, хоть частично, внедрить в своих учебных заведениях.
    3.Заставят своих начальников (их у учителей 2 группы: феодал в единственном числе и его «вертикально-горизонтальные» «распорядители чужого») уважать себя, а не держать за «народец». Короче!
    Если учителя не хотят позиционировать себя, как «абсолютно бесправные существа», то необходимо начать понимать, что они, учителя, цвет общества и их единственная задача — учить, учить, учить, а не, например, гоняться, высунув рабские языки (Язык у них для просвещения, а не «лизания» грязных от грязных избирательных технологий, избирательных урн!), за «тунеядцами»!
    Слава Беларуси!

    • Ольга Витебская

      Вот полностью с Вами согласна! рабы рабов и воспитывают

    • Саша Май

      К сожалению, все учителя боятся потерять работу. Вы заметили, что мы не указывали номер школы? Это неслучайно: учителя общались с нами только на условиях анонимности.

      • ЛАТЫШЕВ СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ

        В моём комментарии есть два слова: дружно вместе.
        Это и есть фундамент будущего настоящих учителей, а не трусливых и подлых.
        Всех не выгонят, т.к., даже Колю, сына Саши, надо образовывать… хотя, может, «колям» это и не нужно…
        При появлении группы учителей-не рабов вокруг них появятся единомышленники, которые, я уверен, способны на поступки, т.е. не принимать участие в «делишках».
        Повторяю! Миссия учителей: учить, учить, учить!
        Слава Беларуси!

  • Александр

    На самом деле жизнь счастливого белорусского педагога не так скучна … ведь есть ещё игры в лотерейки, которые директора школ регулярно прут с …сполкомов, а ещё походы на матчи местных какеистических и футболезных команд, а субботники, а сборы на строительство храмов (с устным пояснением: «Независимо от вероисповедания»), а … и т.д. и т.п.
    Пока будете ходить, вас будут посылать. Только так и никак иначе, нигде и никогда никто добровольно с хребта соплеменников не слезал …

    • Ольга Витебская

      лайк Вам, Александр!

    • Саша Май

      Полностью с Вами согласна, Александр.