Ассорти, колхоз, труп? Как наказывают за «особое» отношение к мове

Криминал

и можно ли «получить» за оскорбление в соцсетях, даже если это оскорбление языка

Фото: virtualbrest.by
Фото: virtualbrest.by

1 декабря 2016 года надолго запомнится Евгении Четвертной, молодому юристу из Речицы, ведь именно в этот день она оставила в «ВКонтакте» нелицеприятный комментарий в отношении белорусского языка:

Белорусский язык неприятен на слух. Да и вообще, белор. язык — это нелепое ассорти из русского и польского.

Оскорбительный комментарий Евгении Четвертной. Фото из социальных сетей
Оскорбительный комментарий Евгении Четвертной. Фото из социальных сетей

Как сообщает tut.by, это «особое» мнение заметил инициатор гражданской кампании «Справаводства па-беларуску!» Игорь Случак. Он написал заявление в Речицкий райисполком о том, что девушка нарушила статью 9.22 КоАП (нарушение законодательства о языках), публично оскорбив белорусский язык, и попросил привлечь гражданку к ответственности. От местных властей ответ не пришёл, и тогда Случак обратился в прокуратуру. Как оказалось, Евгения Четвертная уже получила административное взыскание по данной статье, предусматривающей наказание в виде штрафа от 4 до 10 базовых величин.

Гомельский активист Игорь Случак. Фото: Лариса Щирякова
Гомельский активист Игорь Случак. Фото: Лариса Щирякова, личная страница «ВКонтакте»

Это уже третий случай в стране, когда белоруса привлекают к ответственности за оскорбление государственного языка в социальных сетях. Примечательно, что все три оскорбительных инцидента были замечены Игорем Случаком, и все три доведены им же до применения наказания в виде штрафа.

Первый случай произошёл в сентябре 2016 года: грубые высказывания в адрес белорусского языка позволил себе житель Мозыря Дмитрий Щербатых. В соцсетях велось обсуждение нового билборда мозырского футбольного клуба «Славия», и именно тогда и прозвучали «не те» слова. Дмитрий заплатил штраф в размере 4-х базовых величин.

Второе дело было связано с оскорблением белорусского языка со стороны бывшего милиционера Василия Ворущенко. Ему в отличие от предшественника вменили самое строгое наказание — штраф в размере 10 базовых величин.

Белорусский язык — это разлагающий и загнивающий труп, который уже давно пора бы закопать поглубже!

Оскорбление от Василия Ворущенко. Фото из социальных сетей
Оскорбление от Василия Ворущенко. Фото из социальных сетей

Предварительно высказывание Василия было рассмотрено экспертами, которые всё-таки признали слова экс-милицонера нарушающими правовую норму.

Любопытный факт: граждане Беларуси не привлекались к ответственности по «языковой» статье аж с 1999 года! То есть по сути Игорь Случак создал прецедент в 2016 году, и на данный момент можно говорить уже о юридической практике в данном направлении.

Гомельский активист — юрист по образованию, пишет магистерскую диссертацию на тему «Правовые основы государственной языковой политики в Республике Беларусь». Поднятые Случаком дела отчасти дополняют и расширяют его научные изыскания.

К деятельности защитника белорусского языка люди относятся по-разному. Немало тех, кто входит в команду поддержки, однако и противники не исчисляются единицами. В тех же социальных сетях (например, в группе «Витебск против») есть пост об определённой лицемерности правозащитника и бессмысленности подобных действий.

Карикатура из социальных сетей.
Карикатура из социальных сетей.

В частности, автор поста Артём Агафонов делает акцент на том, что Случак сделал жертвами своих жалоб простых граждан:

Пост Артёма Агафонова о деятельности гомельского активиста. Фото из группы «Витебск против»
Пост Артёма Агафонова о деятельности гомельского активиста. Фото из группы «Витебск против»

Также многие из тех, кто наблюдает за извечной перепалкой сторонников и противников национального языка, отмечают: насильно мил не будешь, любовь к языку Коласа и Купалы навязать нельзя, можно только привить её, постепенно, добровольно. При этом  «привитие» это никак не должно быть связано с политикой и другими аспектами.

Борясь за белорусский язык, нужно понимать главное. Это достояние всего народа, а не отдельной субкультуры или политической группы. Он должен объединять, а не разъединять. Только поняв это, можно добиться успеха, — отмечает в своём посте Артём Агафонов.

Артём Агафонов о методах борьбы с оскорблениями белорусского языка. Фото из группы «Витебск против»
Артём Агафонов о методах борьбы с оскорблениями белорусского языка. Фото из группы «Витебск против»

Эффективность избранного гомельским активистом метода покажет время. Однако очевидно, что всех белорусов, оскорбляющих государственный язык, не подловишь. Их много. Далеко за примером ходить не надо: практически в любой группе «ВКонтакте» нет-нет, да наткнёшься на какую-нибудь перепалку, касающуюся мовы.

Всех не переловишь! Фото из социальных сетей
Всех не переловишь! Фото из социальных сетей
На грубые высказывания в адрес национального языка можно наткнуться где угодно. Фото из социальных сетей
На грубые высказывания в адрес национального языка можно наткнуться где угодно. Фото из социальных сетей

Конечно, хотелось бы, чтобы извечный конфликт между сторонниками русского и белорусского языков в итоге перешёл на стадию компромисса, чтобы Дзень роднай мовы стал, действительно, национальным праздником и воспринимался гражданами Беларуси не как некое пиршество оппозиционеров, чтобы в школах и университетах между языками установилось равноправие… Мы к этому когда-нибудь обязательно придём!

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Rembo Ii

    Осторожно! Провокаторы!
    03.01.7525 11:45

    Вы в курсе о множестве административных и уголовных дел в 2016 году за оскорбление белорусского языка, за разжигание межнациональной вражды. Инициаторами их были мелкие подленькие провокаторы, считающие, что их подлость, выраженная на белорусском языке, является не подлостью, а доблестью.
    Они конкретно достают пользователей Интернета и соцсетей, выводят на сообщения, в которых будет хотя бы малейшее неуважение к белорусскому языку, а затем бегут жаловаться в так ненавидимые им органы государственного управления, охраны правопорядка : милицию, прокуратуру и так далее.
    После чего гордо носятся с воплями “Мы защитили белорусский язык!”
    Вот конкретный пример, как кляузник и сутяжник Игорь Случак прям вымаливает сообщение с оскорблением белорусского языка :

    Жанн Чубуков : – На товарах, продаваемых на экспорт, вполне достаточно и общего для всех стран ЕАЭС языка – русского. А вашу мову и в Белоруссии не очень-то…

    Ihar Sluchak : – можаш развіць апошні сказ не шкадуючы словаў? калі ласка

    Жанн Чубуков : – Ihar Sluchak можно. Белорусский язык не является используемым и востребованным как в пределах страны, так и за её условными границами.

    Ihar Sluchak : – Zhan Chubukou не хапае астраты і шчырасці ў выказванні – можаш больш канкрэтна і без крывадушнасці выказацца?

    Жанн Чубуков : – Ihar Sluchak могу. Белорусский язык не используется в Белоруссии и за её пределами для общения. Поэтому нет смысла вкладывать в него деньги.

    Ihar Sluchak : – Zhan Chubukou ужо трохі лепш, але ўсё роўна адчуваецца, што не ўсё, што ты хацеў сказаць, ты сказаў – таму не стрымлівай сябе, выкажыся пра беларускую мову ад усяго сэрца

    Жанн Чубуков : – Ihar Sluchak о чём ещё? Белорусский язык не востребован ни внутри страны, ни за её пределами. Пустая трата средств и трудовых ресурсов, которые по сути – тоже денежные затраты.

    Ihar Sluchak : – Zhan Chubukou што яшчэ можаце дадаць да сказанага?

    Жанн Чубуков : – Ihar Sluchak могу добавить, что нужно полностью прекратить расходы на финансирование убыточного проекта “белорусский язык” и доверить его развитие и сохранение заинтересованным общественным организациям. Полностью переложить на желающих сохранить мову все процессы по её сохранению.

    Ihar Sluchak : – Zhan Chubukou можаце развіць тэму апошняга каментара?

    Жанн Чубуков : – Ihar Sluchak могу. Считаю, что средства выделяемые на подготовку специалистов, чья деятельность связана с белорусским языком и его популяризацией (крайне неуспешной популяризацией) должны быть перенаправлены в социальный сектор.

    Ihar Sluchak : – Zhan Chubukou яшчэ што небудзе маеце дадаць?

    Жанн Чубуков : – Ihar Sluchak имею. Надлежит развернуть гражданскую кампанию на предмет дискриминации русскоязычного большинства радикальными националистами, а всех причастных к https://uploads.disquscdn.com/images/98cd6e4ae8721f1ce9f51d1442bf6915db670c5917db8dbfbc49d94b248500f0.jpg

    Ответить