«Когда из-под блузки торчат лямки лифчика, а из-под обтягивающей юбки видны контуры трусиков – как тут можно молиться?!»

«Один раз и на всю жизнь!» Личная жизнь священнослужителя, какая она?

Женатый священник – православная христианская традиция, уходящая своими корнями в глубокую древность. Частная жизнь и быт священнослужителей всегда были предметом споров и обсуждений. Закрытое от внешнего мира сообщество живет по своим укладам, продиктованным догмами веры.

семинаристы

Семинаристы Витебской православной духовной семинарии идут на выставку. Фото Светланы Васильевой

Человеку неправославному трудно объяснить, какое место занимает и какую роль играет жена священника в жизни мужа, в жизни его прихода.

Когда священники решают: жениться или нет?  Жена священника, попадья, матушка… Кто она? Обо всем этом рассказал наш собеседник, диакон Русской Православной Церкви Антоний Богоявленский:

Не совсем верно будет сказать «священник решил жениться». Порядок такой: сначала человек определяется с направленностью жизненного пути – брак или монашество? Чаще всего это бывает еще в годы обучения в семинарии, магистратуре или аспирантуре.

Семинаристы

Семинаристы на занятиях. Фото Гурия Балаянц

Вот как было у меня. Работали 2 года с православной девицей в Воскресной школе, учили детишек, а на переменах – глазки друг другу строили и на улыбки не скупились. Иногда я звонил этой девушке, признаюсь – не только ей. Выбирал человек, думала голова, решало сердце. А как решился на «штурм» коллеги, позвал на романтический ужин. Пошла, хотя скромности было не занимать! Молчала весь вечер, только улыбалась – прямо-таки Джаконда, ни дать, ни взять. Застеснялась, когда захотел ее обнять на прощание, но я все равно обнял, не растерялся. А впервые целовались мы немногим после, когда она меня позвала к себе домой (я-то в общежитии, мне и позвать некуда). Там уже и родители вышли знакомиться с ухажером. В общем, так все окольцеванием впоследствии и закончилось! Слава Богу!

девушка в платке

У жены священника есть особое название – «матушка». Фото pravoslavie.ru

Если человек склонен служить только Богу и к браку у него душа не лежит (это не свидетельство его эгоизма или импотенции, просто хочет человек всецело посвятить себя служению Богу), то парень подает прошение на постриг в монашество.

монах

Монах Гавриил. Фото Михаила Родионова

Если человек стремится послужить Церкви в сане священника, то он должен пройти постриг в монашество, рукоположение в сан диакона, рукоположение в сан священника. Об этом более не будем – после пострига его посиделки с симпатичными певицами-регентшами и прочие романтические свидания с девчонками уже невозможны, поэтому перед постригом ребята должны хорошенько подумать! В Евангелии есть такие слова Спасителя: «Взявший плуг и озирающийся назад неблагонадежен для Царствия Божия» (евангелие от Луки, 9, 62).

семинаристы

Семинаристы Витебской православной духовной семинарии. Фото Светланы Васильевой

А вот если мальчишка решился на свадьбу-женитьбу и хочет послужить и Богу, и семье, то алгоритм его движение по иерархической лестнице будет таким же, только вместо пострига вставляем свадьбу – с гостями, голубями и украденной невестой. Вы понимаете, к чему я клоню: если человек уже служит в сане священника, значит, он не может жениться: он должен быть уже или монахом («черное» духовенство), или женатым (духовенство «белое»).

семинарист

Григорий, семинарист Витебской православной духовной семинарии. Фото Светланы Васильевой

Так у большинства священников. Хотя бывает, что человек уже женатым поступает в семинарию на заочное отделение.

По каким критериям священнослужители выбирают себе жену? И какими обязательными качествами должна обладать претендентка на руку и сердце?

Я бы сказал так: большинство начинает подавать признаки жизни и оказывать знаки внимания в ответ на внешность девушки. Это первый стимул почти всегда! Внешняя красота или просто миловидность, умение быть скромной на богослужении и общительно-заботливой в быту, вкус к одежде и макияжу и тому подобные женские штучки – вот, что нужно семинаристу на первых порах! А уже потом, когда она его «зацепила» и они начали общаться, он ее «просканирует» на доброту, понимание, честность и прочие общечеловеческие качества. На эмпатию и любовь – по отношению к нему, проверит на терпение и посмотрит на любовь к Богу и людям. А как иначе? Приходится думать о завтрашнем дне и проверять свою любовь. Вдруг она, как сделала одна матушка, порвет билеты на Сахалин и его паспорт и скажет, что никуда от мамы не поедет? А вдруг она красится по 3 часа, а в отношениях с обычными людьми горда и бесчувственна?

С другой стороны, каждому своё. В том смысле, что нет «стандартного набора качеств православной матушки». Кто-то полюбит девушку с высшим образованием и высокой самооценкой, а кто-то мечтает о простой сельской дочке тамошнего батюшки. Кому-то свет клином сошелся на общительной. Кто-то женится на «скромняшке», которая всегда будет слушать мужа и восхищаться полутора годами его семинарского образования, после чего он женился на ней и быстро перескочил на заочку, с головой уйдя в приходскую жизнь. Куда забрал и свою прекрасную трудолюбивую молчунью…

Матушка. Фото delayfoto.ru

Матушка. Фото delayfoto.ru

А если конкретнее, то главными качествами для супруг своих собратьев считаю умение любить. Бога, мужа, детей, прихожан – всех людей: любовь как развитая способность, а не настроение! Понимание, трудолюбие, терпение сложностей, тягот и невзгод, а также тонкость ума. Последнее пригодится как психологическая способность уговорить мужа на новые сапожки, спонсора – на помощь храму, а также как мост между напористой мамой и знающем себе цену супругом. Хотя, чем больше положительных качеств, тем лучше – и не только в «поповской» семье.

А если матушка, скажем, не оправдала надежд и ведет себя недостойно, как должен поступить священник? Может ли расторгнуть неудавшийся брак и жениться вторично?

Многое в жизни Церкви определяется правилами, данными в Священном Писании – Библии – или в церковных канонах. Согласно 17 каноническому правилу Святых Апостолов, священству разрешается лишь единобрачие. Это важно понимать и батюшке, и матушке. Если она, он или оба они попёрли в дурь и их «понесло», то развестись они смогут, а создать семью сможет потом лишь она. Ему, если он хочет служить, т.е. оставаться в сане и дальше, второй брак категорически запрещен. Можно, конечно, написать бумагу в епархиальное управление – мол, снимаю с себя сан! – но это примерно то же самое, что отказаться от нормальных родителей или детей, сбагрив их в соответствующие заведения, примерно то же, что и отказаться от своего креста. Это не просто работа, которую можно сменить «на попроще». Это дар Бога, и им нужно дорожить! А потому и к выбору будущей жены нужно подходить не только с позиции седьмого чувства, но и головы.

церковь

Таинства. Фото Ольга Витебская

А если священник вдруг по-настоящему полюбит другую женщину, как ему быть?

Я знаю таких отцов. Сложные отношения с женой, оказавшейся не очень мудрой, чтобы сберечь семью, а вокруг сотни одиноких красавиц, которые дадут горе-матушке фору и в приготовлении борща, и в заботе о муже – «только свистни»! Но никак нельзя, если хочешь служить. Терпи, казак, – атаманом будешь! Бывают случаи, что уходят отцы по этой причине, снимают с себя сан и женятся второй раз. И мое мнение, что раз ты созрел до того, чтобы перестать служить навсегда, то правильно сделал, что ушёл. Хороший священник из тебя не вышел бы, а тут, может, талантливый педагог или таксист получится? В любом случае, может, хороших детей воспитает чета – и это лучше, чем колеблющимся священником быть. Только что такой «бывший» Богу скажет при посмертной встрече и какой его посмертная судьба в вечности будет? Вот вопрос.

 Где же можно встретить подходящую кандидатуру? Среди своей паствы во время службы?

Мы уже на основании церковных канонов выяснили, что жену священник искать не может – этим он будет заниматься до принятия сана. И заниматься будет, в первую очередь, в семинарии. Часто при этих учебных заведениях существуют регентские школы (специальность – руководитель церковного хора) и иконописные школы (специальность – иконописец). В основном, в них учатся девушки после школы – самый смак девичества! Одеваем брючки, рубашечку, делаем причесон, пшикаем в скулы Hugo Boss-ом – и в гости к девчонкам под предлогом непонимания нотной грамоты или иконного символизма. Только одно нужно знать: у тебя, брат, как правило один шанс!

семинаристы

Семинаристы Витебской православной духовной семинарии. Фото Светланы Васильевой

Если с первого раза завести отношения не удалось, то, может, в этом же месте уже не удастся. Не любят православные девушки быть вторыми – ой как не любят! Если не хочешь искать себе потом жену по городским приходам или на родине в каникулярный период, отнесись к выбору ответственно и сделай так, чтобы первая стала последней!

Как я уже говорил, важно не место, важен сам момент, когда ты влюбился. Если это взаимно, с тобой в высоченный кафедральный собор или в глухомань уедет любая. И не важно церковной она была или светской. Поймет – перестроится, если любит. Но вместе с тем, что сердцу не прикажешь, советую братьям-семинаристам искать себе супругу в православных местах – при семинариях, на приходах, в православных молодежных клубах, в паломничествах. Там и найдёте выносливых, закаленных, готовых к трудностям пастырской жизни матушек!

К девушкам еще больше негласных требований. Во время моего обучения в семинарии некая Ирина, натура очень общительная и смехоохотливая, постоянно навязывалась в друзья и просто пообщаться к семинаристам. Прошли годы регентской школы, а замуж девушка так и не вышла. Поступила там же в иконописную, закончила ее и работает в этом же городе. Часто приходит с надеждой в семинарию, но все ее вспоминают (и другим рассказывают) как про безбашенную легкомысленную хохотушку. Личная трагедия!

В какой одежде должна ходить матушка? Обязательно носить длинное платье и платок?

Когда-то считалось, что обязательно, но канула в лету эпоха царской России, рухнули и традиции. Теперь матушки на людях приобрели европейский облик: одежда не из мешковины, на голове – не соломенное гнездо, на ногах – не валенки и не лапти, а туфельки или даже лабутены – в зависимости от ситуации. Требования апостола Павла к ношению платка и юбки православной женщиной (не только матушкой) некоторые расценивают как дань тогдашней культуре, со времени которой прошло уже 2 тысячелетия. Не буду спорить, пусть каждая семья решает за себя! Скажу из наблюдений: платки и шарфики, кроме храма, не вижу на матушках нигде, а вот юбки или платья – всегда. Кроме походов за грибами и ремонта. Моя супруга – не в пример остальным! – не охотница за обновками: проходит в трех юбках всю жизнь. Иногда сам уговариваю что-то новенькое заказать на WildBerries.

матушка

Жена диакона. Фото pravoslavie.ru

Мне лично не нравится, когда одежда женщины возбуждает мужские взгляды. Она может быть красивой, но не привлекать внимание самцов (пусть читательницы статьи меня посчитают первым из них – это не помешает мне донести мысль). Когда на голове матушки шарфик, из-под блузки торчат лямки лифчика, а из-под обтягивающей юбки видны контуры трусиков – как тут можно молиться?! Мы же к Богу в храм идем, а не на подиум. Девушки, женщины, подумайте о слабых к вашей красоте мужиках: оденьте в церковь непрозрачные блузки, не обтягивающие юбки или брюки, не красьтесь вызывающе – и честь вам будет от мужчин, а от Господа – награда за мудрость в виде счастливого замужества!

церковь

Рабочее место. Фото Ольга Витебская

Какие сложности испытывает обычная мирская девушка, выйдя замуж за священника?

Этот вопрос лучше адресовать моей супруге . Она вам точнее обоснует тяжелый крест и неземное счастье быть замужем за священнослужителем.

Рассказывая о жизни жены священника, матушка Татьяна Богоявленская говорит:

Сложностей в такой жизни очень много, поэтому и стараются будущие священнослужители подобрать себе соответствующую пару, чтобы в вопросах веры, духовной жизни, нравственных вопросах, взгляды на жизнь, ее смысл, цели были едиными.

А уж если случилось жениться на мирской, то здесь много подводных течений, много терний на и без того непростом пути служения Богу.

Распорядок недели и дня, режим питания (постные – не постные дни) и совместная ежедневная молитва. Долгое отсутствие мужа в семье в течение суток: то венчание утром, то отпевание на ночь глядя. Его внимание к «посторонним» людям – прихожанам, духовным чадам. Для меня, признаюсь, особенно сложно дается переносить теплое общение супруга с противоположным полом. Он молодец, конечно, держится на высоте в любой ситуации – и со скромными, и с неудовлетворенными женщинами, но сердцу не прикажешь.

Все это матушке нужно терпеливо переносить и не выносить мозг уставшему мужу по каждой ерунде,

Тяжело могут даться новые для такой избранницы культура поведения, общения. Много незнакомых слов и понятий, определенный этикет – всему придется учиться, а это непросто. В кругу священнослужителя она может казаться «белой вороной», чувствовать из-за этого дискомфорт. Нужно стараться не зацикливаться и идти вперед под ручку с батюшкой.

Ведь ему нужна помощница, единомышленница. Выбор второй половины для будущего священнослужителя – ответственный и серьезный шаг. Как говорит священник Илья Шугаев:

«Один раз на всю жизнь!»

церковь семья священника

Семья отца Сергия Творогова. Фото из личного архива

4 комментария

    • Это да. С другой стороны – призыв к совершенству, как совершенен Отец Небесный.
      Иногда полезен мужской взгляд на женскую жизнь, как и наоборот)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *