В витебской библиотеке имени Евдокии Лось открылась персональная выставка Владимира Вольнова.
Как отметила директор библиотеки Анна Шашуткина, картины известного белорусского художника не ограничиваются описанием мира. Они возвышенно-концептуальны и поднимают вопросы, касающиеся смысла человеческого существования в нашей противоречивой действительности:
Эти работы, представленные сегодня, пусть их и немного по количеству, настолько значимы, весомы, что наполняют смыслом не только стены библиотеки, но и наше отношение к происходящему, наш взгляд на мир.
На открытии выставки Владимира Вольнова много говорилось об исповедальном характере его творчества. Такое искусство раскрывает «проклятые вопросы бытия», что требует максимальной открытости души художника. И подобного рода творчество не может не являться автобиографичным. Посетителям был показан фильм о выставке художника «Знаки судьбы» в Витебском художественном музее, состоявшейся в июле прошлого года и приуроченной к его 75-летию. В фильме ряд коллег Владимира Вольнова высказываются о его искусстве. Одним из тех, кто тогда поделился своими впечатлениями, был совсем недавно ушедший из жизни художник Валерий Чукин:
Почему «Знаки судьбы»? Потому что сама жизнь у него так сложилась. Его нашли маленького в окопе бойцы. Потом – детдом, он всё время мечтал найти свою семью. И нашёл её… А семья – это прежде всего мама. И это всё у него накопилось, и всё это выстрадано…
Владимиру Вольнову вследствие долгих поисков удалось найти отца и других родственников, оставшихся в живых после войны, чего далеко не всем посчастливилось достичь. Но всему этому предшествовала череда трагических военных событий, о которых в своём выступлении рассказывал художник:
Тема материнства для меня, конечно же, святая тема, особенно исходя из того, что моя мама был расстреляна в 1942 году, жил я с братом у бабушки под Городком, бабушка умерла, и мы остались одни. Брат до сих пор неизвестно где, а меня солдаты нашли в окопе во время боёв, происходивших под Городком. Меня отправили в Россию, где рос по детским домам, а потом в 1961 году я стал искать своих родителей.
В исповедальном творчестве Владимира Вольнова, раскрывающем исторические и насущные социальные проблемы, нет выражения гедонизма. Благодаря высокой нравственной позиции автора, оно объединяет социальный и духовный пласты человеческого бытия:
Это по большому счёту не удовольствие, браться за такие темы. Это служение духовному, служение своей душе. А если вы воспринимаете эти работы, то для меня это радость.
Художник рассказывал о своих картинах, разъясняя их содержание и историю возникновения замысла. Его работа «Дарующая веру», созданная в 2007 году, является по своей сути метаисторической, и даже стала пророческой:
Эту картину я написал 20 лет назад, когда ещё и Успенского храма не было, когда только встал вопрос о его восстановлении. Там был какой-то радиозавод, и уже было брожение, что нужно восстановить этот главный храм города, без которого всё уже не могло так смотреться… Слава Богу, всё это свершилось. Теперь этот храм является украшением города, и не только украшением, а центром сосредоточения христианской веры в городе.
В творчестве Владимира Вольнова пересекаются культуры Германии, России и Беларуси, это ещё один интересный аспект его творческого пути, которому мы посвятим одну из последующих статей. Одна из работ художника является примером, демонстрирующим межкультурный диалог:
Картина «Несущая свет» написана как второй вариант картины, которую я посвятил немецким женщинам. В течение десяти лет я много был в Германии с выставками, и вернувшись сюда написал наш образ, женщину красивую, меланхоличную, в цветастом платке, несущую свет и надежду. Ведь женщина – это опора государства, от того, как мы относимся к женщине, зависит судьба страны.
Владимир Вольнов является известным мастером инсталляции. Его произведения в этом жанре несут в себе заострённый социальный смысл, отличающийся своей высокой концептуальностью. «Посвящение матерям» представляет собой яркий пример творения такого рода:
Эта инсталляция – тоже посвящение матерям. Когда я был на родине Василя Быкова в Бычках, я решил посвятить эту инсталляцию матерям, потому что он много о них писал. Меня захватила тема трагической истории деревни и крестьянства, и я отправился по домам, сохранившимся в Бычках, и попросил у женщин платки. Ветхий дом Василя Быкова полностью раскатали, поскольку там давно никто не проживал, и на этом месте построили полностью новый дом. Однако новый дом – это, конечно, не реставрация, а издевательство. Взяли и раскали родительский дом, который был собран из брёвнышек, и соорудили постройку из калиброванных брёвен. Даже печку, зачем её ломать?.. Тем более, что в ней уже не будет никто варить. Нет, и печку раскатали, и всё по-новому построили. А потом говорят: в этом доме жил Василь Быков…
Я вкопал старые брёвна быковского дома, найденные у соседа семьи Быковых и используемые уже на дрова, и развесил платки, раскачивающиеся на ветру. А на фото – Рыгор Бородулин с сестрой Василя Быкова. Вот эти окна – подлинные окна быковского дома, от его родового дома. Его раскатали и на дрова пустили. Я забрал окна, и если дело коснётся строительства музея Василя Быкова, буду рад их отдать. Потому что ни одной вещи от дома уже не осталось. Нижний фрагмент – часть половицы дома, а верхний – окно.
Творчество Владимира Вольнова являет пример духовного реализма и искусства жизненной правды. Неудивительно, что на открытии выставки художник поднял вопрос недопустимости и замалчивания общественных проблем, столь актуальный для белорусского социума:
Так что, видите, эти картины не сочиняются сами по себе. Это всё должно пройти через душу, всё должно быть лично пережито. И тогда, конечно, картина становится твоей частицей, и она будет интересна для зрителей, потому что она напитана правдой души. Выше правды ничего нет. Вообще, в искусстве всё время идёт борьба за правду. Иногда правда является очень колючей и вызывает боль, но без неё нельзя жить.
Представьте себе, если врач поставит неправильный диагноз. Значит, всё последующее лечение будет бесполезным. Так и в обществе: мы должны говорить всю правду, что у нас происходит, не замалчивать трагедии, не замалчивать проблемы. Потому что если мы замалчиваем проблему – мы её никогда не решим. В этом отношении для меня всегда очень показательным являлся опыт Германии, где всегда говорят о проблемах, не скрывают их, не замалчивают. Но они же их и решают… Если правда утаивается, то общество не имеет дальнейшего развития, идёт топтание на месте. Ложь страшна во всём: в искусстве страшна, в политике, во всей окружающей жизни.
На мероприятии открытия выставки, которое состоялось 27 января, присутствовали многие участники клуба для людей пожилого возраста «Встреча» при Библиотеке имени Евдокии Лось. В рамках этого клуба сами читатели демонстрируют своё творчество, организуются встречи с талантливыми людьми, выступления самодеятельных коллективов, открываются экспозиции и осуществляется важный процесс коммуникации. Потому общение с Владимиром Вольновом было комплементарно ещё и тем, что принявшие участие в диалоге с художником сами прошли богатый жизненный путь и обладают большим опытом осмысления действительности, сохраняя неподдельный к ней интерес.