Выставка памяти Алексея Бизунова «И сохранить тепло твоё…», проходящая в Витебском художественном музее, выявляет иллюзии обыденной жизни, раскрывает символическую реальность и возможность непосредственного восприятия действительности.
Алексей Бизунов. Источник: соцсети
Нынешняя экспозиция является наиболее широкой среди тех, которые были представлены после безвременного ухода художника из жизни в далёкой Мексике в 2013 году. До сих пор продолжается процесс классификации его работ, после чего выйдет каталог, посвящённый памяти необычайно и разносторонне талантливого человека. Алексей Бизунов, о предыдущих выставках работ которого в Витебском центре современного искусства и Музыкальной гостиной мы писали ранее, погиб при загадочных обстоятельствах, когда ему шёл 25-ый год. Всё творчество молодого живописца было наполнено мистицизмом, и такой же мистической была его смерть.
Алексей Бизунов умер в Главной больнице Плайя дель Кармен после падения с балкона здания, где он проживал. Версия самоубийства может быть сразу исключена, зная о его любви к жизни и многочисленных творческих планах. Произошёл, как это и бывает, трагический случай, имевший, правда, символический характер. Уход художника был подобен «прыжку в бесконечность» представителей толтекской магической линии дона Хуана в описании Карлосом Кастанедой, произведения которого Алексей Бизунов изучал. Им удавалось трансформировать своё энергетическое существо таким образом, что они уходили в «теле света». И хотя обстоятельства гибели живописца были иными, нельзя усомниться, что его осознание восходит в посмертии к единству с всеобъемлющим осознанием.
Душа художника стала принадлежать Бесконечности, но нам следует ещё раз подчеркнуть большую утрату, которую понесло белорусское искусство. В огромном таланте Алексея Бизунова уже явно проявлялись признаки творческой гениальности, и это при универсальности его дара. Ибо молодой художник являлся ещё замечательным поэтом и музыкантом. Теперь можно только строить догадки, каких вершин могло бы достичь его творчество, доживи он до зрелого возраста, не говоря уже о годах преклонных… Очевидно, что не только картины, но также стихи и проза Алексея Бизунова являли собой мудрость, превосходящую столь молодой возраст:
Я есть
мои внутренние силы священны и непрерывны
я ощущаю полную гармонию единения с миром
Есть высшее блаженство делать вдох и знать:
что вся сила механизма подвластна моему внутреннему Богу,
который знает,
который всё знает…
я поднимаюсь всё выше и выше
и осознаю как окружающее вокруг справедливо и воздаётся
по моим мыслям каждому живому
я знаю, что каждая моя улыбка отражается в глубине незнакомца
незнакомец также всё знает
и мир, отвечает тебе приливом взаимности, качает на волнах тепла
есть лишь то, что ты есть
есть лишь то, что ты счастлив
и ты всего этого заслуживаешь, лишь потому, что у тебя есть дата рождения
Ты – подарок этому миру
Ты заслуживаешь самого высокого пения птиц
…тёплого ветра по коже
…мир качает тебя на волнах тепла и ты растворяешься в любви чистого света
Ты заслуживаешь мира в полном твоём представлении
каким только хочешь
(и в этом лучшая причина
жизни, которая никогда не заканчивается)
Всё искусство Алексея Бизунова проходило под знаком трансформации восприятия, это проявлялось и в произведениях, где доминирует реалистический метод, и в символических, и в абстрактных картинах. Такая направленность его творчества во многом была предопределена знакомством с учением толтеков и традициями шаманизма, которые он знал глубоко. Близость природе, естественной среде, проявлялась у художника в выражении её волшебного содержания, имплицитно присущего ей символического смысла.
Важным аспектом в трансформирующем содержании работ Алексея Бизунова является тематика, которую можно назвать социально-критической. Это критика одномерного пространства глобального социума, того, что в толтекской традиции принято называть «социальной обусловленностью». Как говорят толтеки, социальная обусловленность прибивает нас к земле и взимает тяжёлую плату со всех нас. Ряд картин Алексея Бизунова последовательно раскрывает грани внутреннего рабства человека у этого «коллективного Иалдабаофа».
С течением времени в творчестве Алексея Бизунова начинает проявляться то, что можно назвать имитацией детского рисунка. Причины данной стилистики понятны, ибо детское восприятие отличается изначальной необусловленностью, в нём ещё выражены возможности непосредственного восприятия, не задавленные общественным окружением. Сознательный метод такого письма, избранный художником, свидетельствовал о его внутренней эволюции, для которой было характерно прозрение в сущность вещей, окончательный разрыв с избыточной тяжестью «мировой тверди». Жизнь художника приводилась в соответствие с состоянием «третьего превращения», проницательно выраженного в «Заратустре» Фридриха Ницше:
Дитя есть невинность и забвение, новое начало, игра, само по себе катящееся колесо, первое движение, святое «да».
Да, для игры созидания, братья мои, требуется святое утверждение: дух хочет теперь своей воли, свой мир завоёвывает себе потерявший его.
Можно вспомнить здесь и евангельское:
В той час приступиша ученицы ко Иисусу, глаголюще: кто убо болий есть в Царствии небеснем? И призвав Иисус отроча, постави е посреде их и рече: аминь глаголю вам, аще не обратитеся и не будете яко дети, не внидете во Царство небесное (Мф. 18: 3).
В абстрактных картинах Алексея Бизунова проявляется та стилистическая лёгкость, которая свидетельствует о пути к высшей степени художественного обобщения и освобождения от ложной материализации представлений о сущем. Художнику открывалось восприятие энергии и цвета в их изначальной простоте и чистоте. Конечно же, это направление получило бы у него дальнейшее развитие, и мы могли бы увидеть в итоге совокупное выражение всех тех качеств абстрактного искусства, которые наблюдаем у выдающихся представителей современной Витебской художественной школы: концептуальную выразительность Александра Малея, космическую динамику Александра Соловьёва, онтологические бездны Виктора Шилко, глубины социальных трагедий Александра Слепова. Можно с убеждённостью сказать, что развитие абстрактных поисков Алексея Бизунова явило бы качественный ряд поистине метафизически головокружительных произведений и прозрений.
Отметим, что работа экспозиции в Витебском художественном музее «И сохранить тепло твоё…» продлена до конца января. Это говорит не только о дани уважения к родственникам и многочисленным друзьям Алексея Бизунова, но и о широком интересе к его творчеству. В экспозиции представлены не только картины, но и фотографии, запечатлевшие художника, а также афиши его прижизненных и посмертных выставок. Искусство ушедшего в вечность живописца будет приносить свои гносеологические плоды, трансформируя восприятие людей, продвигая их по пути к осознанности, а именно такую задачу для своего творчества и ставил Алексей Бизунов.