Site icon Витебский Курьер

Витебск – город не морской, но водный

а потому нередко приходилось перемещаться по улицам в лодках. Знаете ли вы, в каком году произошло в Витебске самое ужасающее наводнение?

Дата 3 ноября ознаменована тем, что в этот день в 1906 году в Берлине была подписана Международная Радиотелеграфная Конвенция, согласно которой единым сигналом бедствия для радиосвязи на море был выбран сигнал SOS.

Так выглядит сегодня главная артерия города.

Все другие сигналы, применяемые до этого, официально отменялись, однако многие суда продолжали их использовать. Даже с печально известного «Титаника» посылались сразу два сигнала – новый SOS и старый CQD. Это и сыграло злую шутку с лайнером. Корабли, находящиеся неподалеку, пришли к выводу, что на «Титанике» просто развлекаются и проигнорировали сигнал о бедствии. Чем это закончилось – знают все. Кстати, по странному стечению обстоятельств, среди погибших на лайнере был и первый в мире радиооператор Джек Филлипс.

Печально известный “Титаник”. Фото dlyakota.ru

Конечно, к Витебску эта информация имеет весьма опосредованное отношение. Несмотря на то, что мы располагаемся почти в центре Европы, наличием моря похвастаться не можем. Зато водой – пожалуйста. Поэтому Витебск можно смело назвать городом не морским, но водным.

Есть у города и свои теплоходы, находящиеся на балансе Гордормоста  –  «Витебск» и «Северная столица». Правда, в этом году «Витебск»  отдали в пользование Полоцку, а «Северная столица»  уже в июне не могла курсировать, настолько обмелела главная артерия нашего города – Западная Двина.

Витебские теплоходы. Фото govorim.by

Кстати, в этом году уровень воды в реке достиг исторического минимума – 10 см ниже нуля гидрологического поста, а ведь мониторинг этих показаний ведется аж с 1876 года.

Зато рыбакам удобно!

Но это скорее исключение, чем правило. В истории Витебска есть примеры, когда уровень воды наоборот достигал максимальной отметки. Например, во время наводнения 1931 года Западная Двина поднялась на 13 метров от предпаводкового уровня. Вызвано это было тем, что осенью 1930 года выпало много осадков, а зима  была холодная и снежная. Весной же во время ливневых дождей запасы воды вышли наружу. Очевидцы тех событий вспоминали, что в тот год Двина вышла из берегов, полностью затопила Лагерную улицу, вынудив людей передвигаться по ней на лодках.

Витьба в 1931 году. Фото nailizakon.com

Запомнились витебчанам и половодье в 50-х годах, когда многие предпочли городскому транспорту лодки, чтобы по системе каналов добираться до места назначения. В результате сильнейшего паводка были подтоплены первые этажи домов по улице Толстого, спасали свое имущество с помощью лодок жители улицы Калинина.

Половодье в районе парка Фрунзе 1950-е гг. Фото evivitebsk.com
Половодье на улице Толстого 1950-е гг. Фото evivitebsk.com

Стояла вода на Октябрьском мосту (автомобильный мост через Витьбу, ранее носивший название Каменный или Красный мост).

Витебск 1950-х гг. Фотограф Константин Дурихин. Фото photocentra.ru
Сегодня сложно представить, что здесь может быть вода.

В ХХI веке паводки уже не были столь масштабными, и уровень воды в реках Витебска редко достигал рекордных отметок. Можно вспомнить только, пожалуй, апрель 2013 года, когда Витьба настолько вышла из берегов, что затопила пешеходный мост в устье и два моста в парке Фрунзе, а вода в Двине поднялась выше набережных.

Весна 2011 года. Фото ribalych.ru
Весна 2011 года. Фото ribalych.ru

Сегодня, глядя на наши реки в черте города, становится грустно, насколько они обмельчали. Виновато в этом и небольшое количество снега прошлой зимой, и недостаток осадков летом и осенью, и, конечно, возведение Витебской ГРЭС.

Так сегодня выглядит Витьба.

Как изменится ситуация в следующем году – покажет время. А как думаете вы?

Exit mobile version