Site icon Витебский Курьер

Критерии развития Беларуси

А также как и с чем связать будущее страны, знает наш корреспондент.

С целью привлечения внимания мирового общественного мнения к проблемам развития и к необходимости укрепления международного сотрудничества для их решения в далеком 1972 году Генеральная Ассамблея ООН учредила Всемирный день информации о развитии. Ассамблея постановила, что дата этого дня должна совпадать, в принципе, с Днем Организации Объединенных Наций, который также отмечается 24 октября. Ассамблея выразила убежденность в том, что улучшение распространения информации и мобилизация общественного мнения, в особенности среди молодежи, явились бы важным фактором для лучшего осознания проблем развития… Этот день, к сожалению, в Беларуси прошёл тихо и незаметно.

Осознание проблем развития Беларуси зависит от молодежи

О критериях развития 

Сегодня мы имеем главный стратегический документ ООН применительно к теме развития. Им являются, конечно же, те высокие Цели, которые были сформулированы в Декларации тысячелетия. Коррективы в этот документ, уточняющие стратегию тех усилий, которые каждая страна прилагает самостоятельно, но с оглядкой на сильных мира сего, на наших глазах были внесены на недавнем форуме ООН, на котором выступали руководители всех государств. Неожиданно столкновение основных посылов Путина и Обамы, прозвучавших с  трибуны ООН, напомнило о противоречиях ушедшей эпохи.

Главное отличие их посланий человечеству состоит в том, что Обама говорил прежде всего о защите интересов США, которые он ставит во главу угла. Лишь потом речь шла о международных интересах, которые, опять же, не должны идти в разрез с политикой США:

Соединенные Штаты Америки готовы использовать все элементы своего влияния, включая военную силу, чтобы защитить СВОИ интересы в регионе… Мы разрушим террористические сети, угрожающие НАШИМ гражданам.

Путин говорил о приоритете международного права, перед которым все должны быть равны и  о необходимости уважения суверенитета и национальных интересов различных государств:

Мы все разные, и к этому нужно относиться с уважением. Никто не обязан подстраиваться под одну модель развития, признанную кем‑то раз и навсегда единственно правильной.

Беларуси приходится выбирать между этими двумя “слонами”, делая выбор через призму собственных интересов.

В этой связи важно присмотреться к критериям, определяющим понятие развития. Вспомним, 15 лет назад в Декларации тысячелетия первой целью была названа ликвидация крайней нищеты и голода. На втором месте – обеспечение всеобщего начального образования. На третьем – поощрение равенства мужчин и женщин, расширение прав и возможностей женщин. На четвёртом месте – сокращение детской смертности. На пятом – улучшение охраны материнства. На шестом – борьба со СПИДом, малярией и прочее. На седьмом – обеспечение экологической устойчивости. На восьмом – формирование глобального партнёрства в целях развития.

Формируя цели глобального партнёрства, ООН отдельной строкой выделила страны, не имеющие выхода к морю. Из 30 государств, которым ООН предоставляет помощь с целью удовлетворения особых потребностей вследствие такого географического положения, Беларусь не значится.

Листая справочник ООН дальше, останавливаемся на формировании глобального партнёрства в целях развития по такому критерию, как приемлемый уровень долга.

Беларусь привлекла  внимание ООН, когда имела показатель обслуживания задолженности в 2.7 %. Поскольку по графе, облегчающей бремя задолженности, Беларусь от инициативе ООН получила ровно столько, сколько и на облегчение доступа к водам Балтики, перехожу к статистике ООН, привлекающей нас к формированию глобального партнерства ради доступа к новым технологиям. Этот критерий отсталости стран определяется статистикой пользователей услугами мобильной связи. В расчёте на 100 человек Беларусь по этой графе не отнесёшь к бедным и несчастным. Количество Интернет-пользователей в расчёте на 100 человек населения в нашей стране тоже более-менее благополучно.

Вывод формируйте сами, уважаемые читатели.

Куда пойти, куда податься и с чем с вязать своё будущее?

В свете последних настоятельных рекомендаций США и России с трибуны ООН призываю критически оценивать не слова, а практику. Беларусь бедной, убогой и несчастной, с точки зрения ооновских критериев развития, никак не назовёшь. Иное дело, что мы хотим быть еще более богатыми. Более того, значительная часть наших граждан упорно не желает признавать факт вхождения Беларуси в число стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала. Но главное в ином, что необходимо для выхода Беларуси в число еще более богатых и процветающих стран мира?

“Побольше либерализма!” – этот лозунг слышится уже не одно десятилетие. И сопровождается призывом следовать и дальше курсом «Вашингтонского консенсуса».

В главном университете страны господствуют либеральные взгляды на теорию развития

Под этим понятием скрывается тип макроэкономической политики, который на нашей с вами памяти был рекомендован руководством МВФ и Всемирного банка к применению в странах, испытывающих финансовый и экономический кризис. Основные его идеи были сформулированы английским экономистом Джоном Уильямсоном в 1989 году в качестве свода правил экономической политики для стран Латинской Америки. На просторы СССР, а затем и СНГ, эти правила пришли в процессе трансформации плановых экономик в рыночные.

Мне довелось критиковать предлагаемые рецепты еще  в те времена, когда авторы двухтомника «500 дней»  С. Шаталин и Г. Явлинский скрывали их происхождение. История повернулась так, что отечественным реформаторам и их вашингтонским консультантам 10 коротких  правил  либерализма пришлись по душе и показались универсальным средством решения экономических проблем.

Между тем, без малого пять лет тому назад  в апреле 2011 г. Доминик Стросс-Кан, глава МВФ, выступил с заявлением, что «Вашингтонский консенсус» «с его упрощенными экономическими представлениями и рецептами рухнул и остался позади».

Предлагаю обратиться к канувшим в лету рецептам развития. Среди них, на мой взгляд, особое место занимает автор книги «Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными».  В ней известный норвежский экономист Эрик Райнерт показывает, что богатые страны стали богатыми благодаря сочетанию государственного вмешательства, протекционизма и стратегических инвестиций, а не благодаря свободной торговле.

Как подчёркивается в предисловии к русскому изданию 2011 года

именно такая политика была залогом успешного экономического развития, начиная с Италии эпохи Возрождения и заканчивая сегодняшними странами Юго-Восточной Азии.

Современные экономисты игнорируют этот подход. В этом я убедился, опросив немалое количество преподавателей экономики различных вузов и студентов экономического факультета БГУ. Из моих собеседников при упоминании имени Эрика Райнерта оживился лишь один человек, «жаждущий знаний». Им оказался турецкий подданый, студент пятого курса, прекрасно владеющий русским языком.

Опрос студентов экономического факультета

Написанная доступным языком, книга Эрика Райнерта представляет несомненный интерес не только для специалистов по экономической истории и теории, но и для широкого круга читателей, размышляющих над выбором путей развития Беларуси.

Exit mobile version