Критерии развития Беларуси

А также как и с чем связать будущее страны, знает наш корреспондент.

С целью привлечения внимания мирового общественного мнения к проблемам развития и к необходимости укрепления международного сотрудничества для их решения в далеком 1972 году Генеральная Ассамблея ООН учредила Всемирный день информации о развитии. Ассамблея постановила, что дата этого дня должна совпадать, в принципе, с Днем Организации Объединенных Наций, который также отмечается 24 октября. Ассамблея выразила убежденность в том, что улучшение распространения информации и мобилизация общественного мнения, в особенности среди молодежи, явились бы важным фактором для лучшего осознания проблем развития… Этот день, к сожалению, в Беларуси прошёл тихо и незаметно.

я беларусь

Осознание проблем развития Беларуси зависит от молодежи

О критериях развития 

Сегодня мы имеем главный стратегический документ ООН применительно к теме развития. Им являются, конечно же, те высокие Цели, которые были сформулированы в Декларации тысячелетия. Коррективы в этот документ, уточняющие стратегию тех усилий, которые каждая страна прилагает самостоятельно, но с оглядкой на сильных мира сего, на наших глазах были внесены на недавнем форуме ООН, на котором выступали руководители всех государств. Неожиданно столкновение основных посылов Путина и Обамы, прозвучавших с  трибуны ООН, напомнило о противоречиях ушедшей эпохи.

Главное отличие их посланий человечеству состоит в том, что Обама говорил прежде всего о защите интересов США, которые он ставит во главу угла. Лишь потом речь шла о международных интересах, которые, опять же, не должны идти в разрез с политикой США:

Соединенные Штаты Америки готовы использовать все элементы своего влияния, включая военную силу, чтобы защитить СВОИ интересы в регионе… Мы разрушим террористические сети, угрожающие НАШИМ гражданам.

Путин говорил о приоритете международного права, перед которым все должны быть равны и  о необходимости уважения суверенитета и национальных интересов различных государств:

Мы все разные, и к этому нужно относиться с уважением. Никто не обязан подстраиваться под одну модель развития, признанную кем‑то раз и навсегда единственно правильной.

Беларуси приходится выбирать между этими двумя “слонами”, делая выбор через призму собственных интересов.

В этой связи важно присмотреться к критериям, определяющим понятие развития. Вспомним, 15 лет назад в Декларации тысячелетия первой целью была названа ликвидация крайней нищеты и голода. На втором месте – обеспечение всеобщего начального образования. На третьем – поощрение равенства мужчин и женщин, расширение прав и возможностей женщин. На четвёртом месте – сокращение детской смертности. На пятом – улучшение охраны материнства. На шестом – борьба со СПИДом, малярией и прочее. На седьмом – обеспечение экологической устойчивости. На восьмом – формирование глобального партнёрства в целях развития.

Формируя цели глобального партнёрства, ООН отдельной строкой выделила страны, не имеющие выхода к морю. Из 30 государств, которым ООН предоставляет помощь с целью удовлетворения особых потребностей вследствие такого географического положения, Беларусь не значится.

Листая справочник ООН дальше, останавливаемся на формировании глобального партнёрства в целях развития по такому критерию, как приемлемый уровень долга.

Беларусь привлекла  внимание ООН, когда имела показатель обслуживания задолженности в 2.7 %. Поскольку по графе, облегчающей бремя задолженности, Беларусь от инициативе ООН получила ровно столько, сколько и на облегчение доступа к водам Балтики, перехожу к статистике ООН, привлекающей нас к формированию глобального партнерства ради доступа к новым технологиям. Этот критерий отсталости стран определяется статистикой пользователей услугами мобильной связи. В расчёте на 100 человек Беларусь по этой графе не отнесёшь к бедным и несчастным. Количество Интернет-пользователей в расчёте на 100 человек населения в нашей стране тоже более-менее благополучно.

Вывод формируйте сами, уважаемые читатели.

Куда пойти, куда податься и с чем с вязать своё будущее?

В свете последних настоятельных рекомендаций США и России с трибуны ООН призываю критически оценивать не слова, а практику. Беларусь бедной, убогой и несчастной, с точки зрения ооновских критериев развития, никак не назовёшь. Иное дело, что мы хотим быть еще более богатыми. Более того, значительная часть наших граждан упорно не желает признавать факт вхождения Беларуси в число стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала. Но главное в ином, что необходимо для выхода Беларуси в число еще более богатых и процветающих стран мира?

“Побольше либерализма!” – этот лозунг слышится уже не одно десятилетие. И сопровождается призывом следовать и дальше курсом «Вашингтонского консенсуса».

Экономический факультет

В главном университете страны господствуют либеральные взгляды на теорию развития

Под этим понятием скрывается тип макроэкономической политики, который на нашей с вами памяти был рекомендован руководством МВФ и Всемирного банка к применению в странах, испытывающих финансовый и экономический кризис. Основные его идеи были сформулированы английским экономистом Джоном Уильямсоном в 1989 году в качестве свода правил экономической политики для стран Латинской Америки. На просторы СССР, а затем и СНГ, эти правила пришли в процессе трансформации плановых экономик в рыночные.

Мне довелось критиковать предлагаемые рецепты еще  в те времена, когда авторы двухтомника «500 дней»  С. Шаталин и Г. Явлинский скрывали их происхождение. История повернулась так, что отечественным реформаторам и их вашингтонским консультантам 10 коротких  правил  либерализма пришлись по душе и показались универсальным средством решения экономических проблем.

Между тем, без малого пять лет тому назад  в апреле 2011 г. Доминик Стросс-Кан, глава МВФ, выступил с заявлением, что «Вашингтонский консенсус» «с его упрощенными экономическими представлениями и рецептами рухнул и остался позади».

Предлагаю обратиться к канувшим в лету рецептам развития. Среди них, на мой взгляд, особое место занимает автор книги «Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными».  В ней известный норвежский экономист Эрик Райнерт показывает, что богатые страны стали богатыми благодаря сочетанию государственного вмешательства, протекционизма и стратегических инвестиций, а не благодаря свободной торговле.

Как подчёркивается в предисловии к русскому изданию 2011 года

именно такая политика была залогом успешного экономического развития, начиная с Италии эпохи Возрождения и заканчивая сегодняшними странами Юго-Восточной Азии.

Современные экономисты игнорируют этот подход. В этом я убедился, опросив немалое количество преподавателей экономики различных вузов и студентов экономического факультета БГУ. Из моих собеседников при упоминании имени Эрика Райнерта оживился лишь один человек, «жаждущий знаний». Им оказался турецкий подданый, студент пятого курса, прекрасно владеющий русским языком.

Я БГУ

Опрос студентов экономического факультета

Написанная доступным языком, книга Эрика Райнерта представляет несомненный интерес не только для специалистов по экономической истории и теории, но и для широкого круга читателей, размышляющих над выбором путей развития Беларуси.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *