Козырные тузы чиновников ЖКХ и игра в поддавки местных жителей

Причины перезревшего конфликта между жильцами и чиновниками ЖКХ, который и другим наука.

IMG_20151023_173722

Встреча руководства ЖКХ с недовольными жалобщиками, которая вполне могла закончиться взаимониманием… Буквально через полчаса сюда подтянется еще два десятка жителей

На встречу с жителями многоэтажки, подписавшимися под коллективным письмом о ненадлежащем качестве поставляемых услуг, я шёл в составе представительной делегации предприятия местного предприятия ЖКХ. Возглавлял миссию мэр городского посёлка Коханово и депутат районного Совета Николай Барышев. За ним следовал директор Государственного предприятия Михаил Гавриченко вместе с главным инженером, по иронии судьбы имевшим статус дважды именинника, Сергей Квяткевич. Почему дважды? Потому что в этот день у него был день рождения. А позади была бессонная ночь в связи с ликвидацией аварии. Неожиданно лопнувшая 150-миллиметровая чугунная труба магистрального водопровода породила немало проблем и потребовала от него и подчиненных служб забыть о празднике. Приложив к ликвидации аварии немало сил и нервов, инженер вполне заслуживал тёплые слова благодарности от потребителей услуги. К сожалению, всё пошло не так, всё пошло, как говорят в народе, наперекосяк…

Поставщику жилищно-коммунальных услуг никогда нельзя расслабляться

Меня долго убеждали, что ко времени встречи главная проблема — неудовлетворительное качество воды — была устранена. Я своими глазами видел в кабинете директора предприятия аккуратно подшитые к материалам проверки коллективного обращения граждан акты, удостоверяющие надлежащее качество водопроводной воды. Ирония судьбы: имея этот козырный туз, чиновники от ЖКХ забудут прихватить его с собой и вынуждены будут на пальцах объяснять гражданам, что у них все-таки имеются соответствующие документы. И это на фоне того, что за их спиною уже было три благополучно завершившиеся встречи с такими же подписантами петиции из соседних многоэтажек.

Собрание

Предстоящая встреча была завершающей. Еще раз подчеркну, она имела все основания пройти благополучно или, по крайней мере, завершиться подписанием временного перемирия между конфликтующими сторонами. В пользу такой версии свидетельствовало и то, что описываемое мною рандеву готовилось с участием райисполкома и даже соответствующих служб областного уровня.

Первоначально встреча с жителями планировалась в форме собрания под открытым небом.

IMG_2360

Фотофакт, подтверждающий нарушение должностными лицами государственного предприятия закона «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь»

Лично мне такой формат, тем более промозглой осенью, да еще и в вечернее время на неосвещённой местности, не нравится по определению. Толпа по своей природе не готова к конструктивному обсуждению предлагаемой повестки дня. Да и районные власти в своё время на почве проведения несанкционированного собрания уже получили хороший, но, как, оказалось, забытый ими урок. Так, две пятилетки тому на волне борьбы с незаконными дачами в Беларуси в поселковом совете додумались вывесить объявления о собрании на центральной площади горпосёлка Коханово для вручения предписаний о сносе незаконно построенных дачных домиков. К разъяренной и заранее подогретой толпе тогда самоуверенно прибыл заместитель председателя райисполкома по капитальноьму строительству, едва затем унесший ноги. Я был тогда автором идеи обращения на личный приём в КГБ участников того памятного бабьего бунта. Отдадим должное сотрудникам этой организации: приветливо встретив делегацию потерпевших женщин, там угостили их чаем с конфетами. Таким гениальным по своей простоте методом сотрудники на десятилетия вперёд застолбили к себе уважительное отношение жителей. Чего не скажешь о чиновниках властной вертикали.

 

 

В данном случае меня меньше всего волнует комфортное самочувствие районных чиновников. Дело в другом. Практика защиты прав потребителей убедительно свидетельствует: одно собрание, зафиксированное протоколом, в десятки раз эффективнее недовольного  ропота толпы сотен людей.

Два юриста — три мнения

История конфликта, породившего коллективную жалобу, возникла  в начале лета. Виной всему климат, а если точнее, остутствие осадков, что автоматически привело к повышенному расходу воды. Вместо плановых 20 тысяч кубов воды, порою в городском посёлке Коханово он доходил до 60 000.  Системе водоочистки такая нагрузка была явно не под силу.  Пока технические службы ЖКХ напряжённо работали над разрешением этой проблемы, а дачники в поте лица поливали грядки и ягодники, чиновники райисполкома, ответственные за информационное обеспечение защиты прав потребителей продолжали по старинке быть сторонними наблюдателями. Ведь основной формой работы с населением в районе продолжало оставаться проведение еженедельных (!) прямых линий по вопросу деятельности ЖКХ. С завидной регулярностью директора двух предприятий системы ЖКХ каждый понедельник с 10 часов утра ожидали телефонных звонков потребителей в одном из кабинетов райисполкома.

Чиновники от идеологии настолько свыклись с таким упрощённым подходом к идеологической работе, что им, наверное, и в голову не приходит мысль критически оценить негативные последствия такой порочной практики.

Подменив работу диспетчера предприятия ЖКХ прямой линией, организаторы этой надуманной формы работы одновременно лишили потребителей важных гарантий закона. В результате исполнителю услуг стало выгодно со страниц районки признавать вину, обещать устранить  недостатки и…  не составлять претензионного акта.

IMG_2511

В день подготовки материала в моём почтовом ящике появился свежий номер районки. Имея тираж 5000 экземпляров, редакция приглашает в понедельник пообщаться по телефону с двумя директорами предприятий ЖКХ, уже два годы выступающих в роли диспетчера

Почему прокурор района в течение двух лет не реагирует на эти вольности? Этот вопрос остается загадкой.

Ключевое значение для понимания причин конфликта даёт логика руководства государственного предпрятия Коханово — ЖКХ: «при  рассмотрении коллективных жалоб мы руководствуемся законом «Об обращениях граждан и юридических лиц».

Справедливости ради, признаю, что директор Михаил Гавриченко пообещал корреспонденту: «если мы что-то нарушили — исправим»

IMG_20151022_100330

Стукнуть кулаком по столу и заставить работать подчинённых ему юриста и заместителя по идеологической работе  у  директора  мужества не хватило

К сожалению, действующее  законодательство даёт чиновникам много лазеек для того, чтобы ворочать законом в свою пользу. Начнём с того, что вопреки требованиям закона РБ от 9 января 2002 г. № 90-З  «О защите прав потребителей» Толочинский райисполком, как государственный орган, уполномоченный защищать права потребителей на территории района, упорно не желает распространить свою власть на сферу оказания услуг. Под его прицелом находится лишь местная торговля.

Несмотря на внесение недавних изменений в закон Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц», порядок рассмотрение коллективных обращений остаётся туманным. Положения его статьи 22, обязывающей должностных лиц рассматривать обращения тридцати и более заявителей с выездом на место, каждый трактует так, как ему нравится. В предприятии Коханово-ЖКХ под выездом на место, как мы видим, понимают проведение собрания или встречи с участием всех жильцов, а не подписавших письменные претензии к качеству поставляемой воды. При этом главной тайной остаётся форма отчётного документа, составляемого и подшиваемого в папки или направляемых в вышестоящие организации после таких собраний и встреч.

IMG_2508

Ирония судьбы: если один  потребитель направил своё заявление о низком качестве услуги, то  представитель предприятия ЖКХ обязан составить претензионный акт. А если под заявлением подписалось 40 человек?

Следов такого акта на встрече жильцы не увидели, а лишь услышали, что отбор проб воды для анализа производился аттестованной лабораторией на станции водоочистки. Даже на встречу с участием руководителя местной сельсоветовской вертикали директор предприятия ЖКХ пришел неготовый прямо ответить на вопрос о выполнении статьи 20 закона, регламентирующей работу поставщика услуги. Мои вопросы к властной вертикали:

какую пользу видят налогоплательщики от содержания чиновника, уполномоченного райисполкомом защищать права потребителей?

какую пользу жильцам приносит содержание в каждом учреждении ЖКХ штатного юриста, если его потенциал не востребован даже директором и главным инженером?

Какая польза жильцам от содержания в штате предприятия за их счёт штатного идеолога, если он заранее не проинформировал даже участников собрания о героической ликвидации подчиненными слесарями аварии в ночное время?

А ведь после работ по замене участка трубы ржавая вода из крана больше напоминает штатную ситуацию. Наши люди — не бессердечные горлопаны и с пониманием относятся к подобным неизбежным накладкам. Что мешало предприятию ЖКХ утром вывесить информацию с извинениями за причиненные неудобства вследствие аварии? На единственной доске объявлений городского посёлка к месту было бы и пару фотографий о работе аварийной бригады.

IMG_20151023_181234

Так выглядело место ликвидации аварии после проведения анализируемой встречи руководства ЖКХ с жильцами

Упрекать жителей словами: «А вы знаете, что мы ночью пахали?» — значит расписаться в собственном бессилии заставить пахать и подчиненного штатного заместителя по идеологической работе Семёна Шабрина.

Формат встречи с населением в рамках рассмотрения коллективного обращения чиновник определяет самолично, не считая нужным посоветоваться с подписавшимися даже о времени встречи, которой смело можно добавить прилагательные «незаконная, несанкционированнаяе, несогласованная».

На практике сплошь и рядом приходится сталкиваться с загадочным присутствием на таких собраниях жителей, всегда довольных качеством услуги…  по долгу  службы в подчинении   исполнителя. Закон предписывает чиновнику выезжать на место, но не обязывает его встречаться с подписавшимися. Их можно при желании всегда заменить на угодных подхалимов.

IMG_2354

Письмо, достойное внимания Толочинского РОВД, в обязанности которого входит  пресекать подготовку несанкционированных собраний.

Каков был результат собрания ночью под дождём и чем завершится конфликт между жильцами и предприятием ЖКХ, мы обязательно сообщим и готовы предоставить слово всем заинтересованным лицам этой истории.