История микробиологии на Витебщине

Плесень из окошка, Заплесневелая Мэри, всесильное НКВД и всемирная паутина… Наш корреспондент посетил школьный урок.

IMG_8104

Действительный Член Географического общества СССР Михаил Малиновский в гостях у учащихся Кохановской средней школы имени И.П. Кожара на уроке “Талачиноведения”

Сегодня повод вспомнить поучительную историю с выпуском пенициллина. Ведь многие из нас обязаны ему спасением жизни.

Уроки истории открытия пенициллина 

Открытием пенициллина человечество обязано шотландскому биохимику Александру Флемингу, случайно обратившему свое внимание на способность плесени подавлять развитие бактерий. В Америке Эрнст Чейн продолжил исследования Флеминга. Он смог получить  в 1938 году неочищенный пенициллин в количествах, достаточных для первых биологических испытаний в клинике. Год потребовалось проводить эксперименты, чтобы получить первые 100 мг чистого пенициллина. Для этого Чейн привлек к работе бактериологов, химиков, врачей. Была сформирована так называемая Оксфордская группа.

На экстракте американской кукурузы выход пенициллина увеличился в 20 раз. Затем решили поискать новые штаммы плесени, более продуктивные, чем Penicillium notatum, когда-то прилетевший в окно Флемингу. В американскую лабораторию стали присылать образцы плесеней со всего мира. Наняли девушку Мэри Хант, закупавшую на рынке все заплесневелые продукты. И однажды Заплесневелая Мэри приносит с рынка гнилую дыню, в которой находят продуктивный штамм P. chrysogenum.

В 1943 году впервые началось промышленное производство пенициллина. Технология массового выпуска пенициллина, сразу же получившего еще и второе название — «лекарство века», была передана на предприятия Pfizer и Merck. В 1945 году выпуск фармакопейного пенициллина высокой активности составлял 15 тонн в год, в 1950 году — 195 тонн.

В нашей же стране все приходилось делать в одиночку. И тут не обошлось без Берии и всесильного НКВД. Именно по их каналам 1941 году поступили секретные данные о том, что в Англии создается мощнейший антимикробный препарат на основе какого-то вида грибков рода Penicillium. А уже в 1942 году советский микробиолог Зинаида Ермольева получила пенициллин из плесени Penicillium Crustosum, взятой со стены одного из бомбоубежищ Москвы. В 1944 году Ермольева, после долгих наблюдений и исследований, решила испытать свой препарат на раненых. Ее пенициллин стал чудом для полевых врачей и спасительным шансом для многих раненых бойцов. Советский препарат получали кустарным способом в количествах, совершенно не соответствующих потребностям.

Купить технологии промышленного производства пенициллина СССР не мог: в США существовал запрет на продажу любых технологий, связанных с ним. Так интерес прибыли и обогащения тормозил спасение жизни людей. Однако Эрнст Чейн, автор и владелец английского патента на получение пенициллина нужного качества, предложил свою помощь Советскому Союзу. Смелый шаг! Первые пенициллиновые заводы в СССР были построены в Москве и Риге в 1948 году.

На церемонии вручения Нобелевской премии по физиологии и медицине, которую Флеминг, Флори и Чейн получили в 1945 году за открытие пенициллина и его лечебного эффекта, Флеминг сказал:

Говорят, что я изобрел пенициллин. Но ни один человек не мог его изобрести, потому что это вещество создано природой. Я не изобретал пенициллин, я всего лишь обратил на него внимание людей и дал ему название.

Как и чему учат в школе 

Как известно, книжки умные читать, учат в школе… Книга всегда была и долго будет оставаться еще источником знаний. Конкуренцию ей все настойчивее составляет компьютер с доступом в Интернет. Во всемирной паутине мы чаще всего натыкаемся на оцифрованную книгу. Уже по этой причине школа должна давать учащимся навыки пользования возможностями  этого бездонного кладезя знаний. Но на вершине всего стоит умение анализировать весь доступный массив литературы, делать правильные выводы. Об этом в Кохановской средней школе имени И.П. Кожара шел интересный разговор  на встрече учащихся выпускных классов с краеведами.

IMG_8004

Гости школы журналист Михаил Малиновский, краевед Анатолий Шнейдер, ветераны педагогического труда Татьяна Радькова,  Галина Хацкевич

Заключительным аккордом на этом мероприятии  была викторина на лучшее знание истории родного поселка. Ее провели действительный член Географического общества СССР, журналист из Баранович Михаил Малиновский и известный  на Витебщине краевед, почетный гражданин Толочинского района Анатолий Шнейдер.

IMG_8090

Книга – лучший приз для победителя викторины.

Книгами в качестве почетных призов были отмечены Красовский Максим, Калько Глеб и Алашников Владимир.

IMG_8081

Педагоги в прошлом  Галина Хацкевич и Анатолий Шнейдер ныне  – краеведы. И это –  почетный статус!

Вклад в тему истории родного края внес и я, предложив старшеклассникам ответить на вопрос:

Какое предприятие на территории нашего района, функционировавшее в предвоенные годы, может претендовать на прилагательные: во – первых, наукоемкое. Во-вторых, высокотехнологичное. В-третьих, выпускающее товар с высокой степенью добавленной стоимости. В-четвертых, аналога ему нет в Республике Беларусь и ныне. В-пятых, и в соседней России таких предприятий всего одно?

Тут от Википедии мало помощи в качестве универсальной электронной  подсказки, которой пользуются все. А больше надежды на перспективы, которые открываются в связи с  возвратом к профильному обучению в средней школе.

IMG_8009

О перспективах профильного обучения  роли в нем краеведения убедительно говорил на встрече директор школы Михаил Татаранович

Отдадим ему должное, директор школы не только творчески подошел к утвержденном у сценарию урока “Талачиноведения”, но и использовал административный ресурс  в интересах дела, заложив в расписание один урок на разные профильные классы.

Мое мнение:  внедрение профильного обучения необходимо начинать с коренной перестройки психологии преподавательского состава. Они должны ясно понимать, что историю в  математическом классе надо преподавать несколько иначе и совсем не так, как будущим филологам. И математика будущими студентами истфака должна в школе изучаться на графиках и уравнениях, описывающих социальные процессы. И процесс в этом направлении, кажется, тронулся…

Берем пример из  химии и биологии. Первые сведения  об органических кислотах в школе изучают в 9 классе. Сама по себе молочная кислота детям не интересна. Но учащимся, увлеченным историей родного края, ее основные свойства будут восприниматься совсем по-иному, если химик расскажет им о том, что завод молочной кислоты в Толочине был построен 80 лет тому назад по плану Второй Пятилетки. Сегодня об этом заводе известно мало. Архивы, да и само производство,  сгорели  в пламени войны.

BC2_7625

Маленькая заметка в районной газете может перевернуть наше представление о развитии микробиологической промышленности в БССР

Завод молочной кислоты в Толочине треста бродильной промышленности Народного комиссариата снабжения БССР, а с октября 1934 – Главного управления кондитерской промышленности, позже – Главного управления пищевых ароматических масел Народного комиссариата пищевой промышленности СССР – укор современной Беларуси, импортирующей молочную кислоту, потребность в которой растет и  в сельском хозяйстве, и в сыроделии, и в производстве косметики, и многих продуктов, где используется безвредный естественный консервант Е-270.

Молодежь должна знать поучительную историю открытия лекарства века и помнить о бездарно утерянном опыте производства  молочной кислоты из отходов картофеля.

IMG_8007