Полоцкой Софии место в Полоцке, а не в Витебске

Или почему нельзя строить Софию на улице Чехова?

saint_sophia_polotsk_cathedral_in_vitebsk_plan-600x4791

Общественное объединение “Беларускае добраахвотнае таварыства аховы помнікаў гісторыі і культуры” подготовило обращения в связи с перспективным введением объекта строительства в Витебске на улице Чехова Софийского собора, который, по задумке, должен представлять собой вид храма, построенного в Полоцке в XI веке. Объединение призывает всех неравнодушных граждан поддержать написанием аналогичных обращений, чтобы “прадухіліць чарговую прафанацыю ў дачыненні да беларускай гісторыка-культурнай спадчыны” и напоминает, что общественное обсуждение в том виде, в котором оно проанонсировано – незаконное, потому что нарушена процедура его организации. Поэтому нужно обращаться в местные исполнительные органы с просьбой об проведении процедуры обсуждения в правовое русло. И одновременно второе обращение направить в Витебский горисполком и Витебскую епархию с информацией об недопустимости проекта.

Далее сайт общественного объединения “Беларускае добраахвотнае таварыства аховы помнікаў гісторыі і культуры” приводит содержание официальных писем в прокуратуру г. Витебска и в исполком и епархию.

В официальном письме в прокуратуру Витебска сообщается, что в соответствии с п.3 Положения об порядке проведения общественных обсуждений в сфере архитектуры, градостроительства и строительной деятельности, которое утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.2011 N 687 в редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2014 № 109 организаторами общественного обсуждения должны выступать областной, районный, городской, поселковый, сельский исполнительные комитеты, местные администрации районов в городе. А в данном случае организатором обсуждения выступает, в соответствии с информацией на сайте Витебского горисполкома, религиозная община “Приход Софийского собора г. Витебска Витебской епархии Белорусской Православной Церкви”, что нарушает п.3 Положения.

Согласно п.8 вышеназванного Положения обязательно должна быть предоставлена информация об архитектурно-градостроительном совете или комиссии, которые рассматривают замечания и (или) предложения участников общественного обсуждения. Данная информация не предоставлена, что нарушает вышеназванный пункт.

saint_sophia_vitebsk_03-600x350

 

В официальном письме в Витебский горисполком и Витебскую епархию планируется сообщить, что порядок работ такого рода регулируется п. 5 ст. 36 Закона Республики Беларусь ад 9 января 2006 г. № 98-З “Аб ахове гісторыка-культурнай спадчыны Рэспублікі Беларусь”. Данный пункт предусматривает восстановительные работы, дополнения к материальным историко-культурным ценностям, консервацию, адаптацию, ремонт, избавление историко-культурных ценностей от более поздних напластований, регенерацию, реконструкцию и реставрацию.

П. 10.2 ТКП) 45-3.01-116-2008 предусматривает обеспечение на территории историко культурной ценности, в охранной зоне и зоне регулирования постройки охрану и реставрацию, сохранение планировочной структуры, восстановление утраченных элементов уличной сетки в границах участка ценности и охранной зоны или восстановление характера планировочной структуры; восстановление полностью разрушенных выдающихся памятников архитектуры  и рядовых исторических зданий или консервацию их частей.

Для определения исторической планировочной структуры необходим план, на основе которого принимаются проектные решения. Историко-архитектурный опорный план является неотъемлемой частью и комплексных научных соисканий, которые должны проводиться при проектировании и должны ложиться в основу принятия научно-обоснованных проектных решений.

В тексте письма отмечается, что представленный на общественное обсуждение проект не соответствует ни одному с перечисленных нормативных правовых и нормативно-правовых технических актов, нарушает историческую планировочную структуру исторического центра Витебска, не соответствует характеру и масштабу застройки комплексной историко-культурной ценности, при реализации данного проекта произойдут необоснованные изменения ландшафта, а также будут нанесены необратимые утраты культурному пласту, что нарушает п. 2 ст. 27 и п. 3 ст. 28 Закона Республики Беларусь ад 9 января 2006 г. № 98-З “Аб ахове гісторыка-культурнай спадчыны Рэспублікі Беларусь”. Эти пункты определяют, что деятельность, которая может оказывать воздействие на историко-культурные ценности, должна осуществляться с учетом необходимости безусловного сохранения отличительных духовных, художественных и (или) документальных достоинств этих ценностей. Создание угрозы уничтожения недвижимой материальной историко-культурной ценности (ее окружающей среды и зон охраны) и причинение ей вреда, ухудшение технического состояния или создание угрозы его ухудшения, а также научно не обоснованное изменение и ухудшение условий восприятия недвижимой материальной историко-культурной ценности (ее окружающей среды и зон охраны) допускаются только по решению Совета Министров Республики Беларусь, если необходимость этого вызвана проведением мероприятий по ликвидации результатов стихийных бедствий, катастроф, военных действий.

Также данным проектом и его реализацией будет нарушена и ст. 6 Закона Республики Беларусь ад 05 июля 2004 г. № 300-3 “Аб архітэктурнай, горадабудаўнічай і будаўнічай дзейнасці Рэспублікі Беларусь”, в соответствии с которой при осуществлении такого рода деятельности должно обеспечиваться выполнение требований в области сохранения недвижимых материальных историко-культурных ценностей и охраны особенно охранных природных территорий, а в населенных пунктах и на межселенных территориях, где имеются недвижимые материальные историко-культурные ценности и (или) особенно природоохранные природные территории. В соответствии с градостроительными проектами устанавливаются границы зон охраны, в границах которых запрещается или ограничивается архитектурная, градостроительная и строительная деятельность, которая может нанести вред недвижимым материальным историко-культурным ценностям, особенно охранным природным территориям.

Поэтому предлагается отказаться от продолжения проектирования и реализации объекта строительства в Витебске на улице Чехова Софийского собора, который, по задумке, должен восстановить вид храма, построенного в Полоцке в XI столетии как несоответствующего нормативным правовым и нормативно-правовым техническим актам и проработать возможность его реализации за границами исторического центра Витебска и зон его охраны.

4 комментария

  1. Мне так кажется, что это “крик вопиющего в пустыне”. Все решения по подобным вопросам принимаются в РПЦ МП. И им наплевать на законы какой-то там БелОруССи.

    • На сайте change.org появилось обращение к митрополиту Павлу, чтобы тот остановил инициатиту возведения храма. Составитель петиции Ярослав Войнович Витебск. Кто против строительства Софии в Витебске, подпишите петицию. Не хватает совсем немного подписей. .

  2. Оно для украшения г.Витебска, было бы не лишним. Но экономика умерла, народ сугубо выживает (кроме чинуш и жулья), -не за что строить красоты… Или опять “заморозить” школы, сады , поликлиники в том же Билево,- пусть дети и дальше топятся в котлованах из не построенных школ, а родители потом помолятся за души усопших….

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *