В ОЧЕРЕДЬ!

Обзоры

Несколько причин очередей на погранпереходах, и как их избежать

В белорусскую культуру все сильнее входит шенген. Называют его еще «мультик» – многоразовая виза, хотя существуют и одноразовые (горе для подающего), и национальные, не позволяющие пересекать границы большинства стран Евросоюза.

Даже в песнях уже можно услышать слова «литовская виза и пятница». Белорусы – народ с самым большим количество виз на душу населения в Европе.

Все соседи Беларуси с запада – входят в Шенгенское соглашение. Само по себе соглашение – не «копия Евросоюза»: к примеру, в «Шенген» входит Норвегия и Швейцария, но в ЕС они не входят, и наоборот – в ЕС входит Великобритания, но не входит в Шенгенское соглашение. Также счастливым владельцам «шенгена» открыта дорога на Мальту, Кипр, в Хорватию, Боснию и некоторые другие страны.

Но для витебских путешественников на короткие расстояния за товаром удобнее всего соседка Литва: пограничники дружелюбные, граждане страны в большинстве говорят по-русски, и Вильнюс – самая близкая к Витебску столица стран ЕС.

Добраться до Вильнюса можно через Минск: из Минска на Вильнюс ходят и прямые поезда, которые затрачивают на путь от двух с половиной часов, и проходные, например, до Калининграда, которые иногда на 180 километров тратят до 6 часов.

Кроме поездов из Минска ходит множество автобусов и даже летает самолет.

Напрямую из Витебска можно без посещения Минска добраться поездом Санкт-Петербург–Калининград, который следует через Полоцк и Молодечно.

Но удобнее всего (по крайней мере – раньше было) добираться автомобилем. Во-первых, ты не зависишь от расписания. Во-вторых, с собой всегда маленький «домик», куда можно сложить покупки или просто прилечь отдохнуть в тенечке. В-третьих, на железном коне можно и Вильнюс покинуть в сторону достопримечательностей Тракая или санаториев Друскининкая, а то и к морю махнуть в Ниду, Палангу. Есть и издержки: страховку «Зеленая карта» оплачивать надо (30 евро на 15 суток и 50 на месяц), не разрешается выезжать из Беларуси одному и тому же автомобилю или одному и тому же водителю (за рулем другого автомобиля) раньше, чем на 9 день после дня предыдущего выезда. А цена поездки для четырех человек – сравнимая. Билет на поезд от Витебска до Вильнюса стоит 590800 рублей; при расходе же топлива на средний автомобиль до 10 литров и коэффициенте маневра в 1.3 получается туда и обратно до 1000 километров или до 100 литров, что вместе со страховкой примерно составляет до 100 евро, а это даже с амортизацией укладывается в стоимость билетов для четырех человек с лихвой. При меньших расходах и меньших пробегах, «ценник» еще ниже.

Километраж Витебск Вильнюс

Но все расходы на автомобиль меркли перед возможностью более полно насладиться красотами Вильнюса и Акрополиса, посетить Тракай, откушать кибинов в Кибиняе, заехать в Бельмонтас, увидеть Баржу и полетать на воздушном шаре. Не пешком же, в самом деле, бродить!

20150531_202915

Ситуация изменилась.

Несмотря на то, что в среднем каждый белорус (по мнению администраций торговых центров «Акрополиса» и «Озаса», а так же согласно статистики «Глобал Блю Летува») тратит от 140 до 250 евро в каждом торговом центре (то есть без учета музеев, ресторанов и кафе), и этот каждый белорус составляет до 5% посетителей торговых центров, соседнее государство решило, что этого мало. И озаботилось взиманием налога с провезенных 2х пачек сигарет на каждый четвертый въезд этого каждого белоруса в месяц. Да, звучит глупо, и не только потому, что трудно формулировать.

Мало кто может позволить себе ездить в Литву четыре раза в месяц, но ради этих нескольких человек литовцам пришлось месяц налаживать систему учета, и за этот месяц Литва потеряла огромное количество туристов. Если ранее люди сбрасывались деньгами, чтобы реализовать вторую поездку по «Зеленой карте» (напомню, в 15 суток автомобиль может заехать 2 раза), то сейчас, из-за возникших очередей и недоразумений на границе, многие более внимательно присмотрелись к поездам, а те, кто не согласен отказываться от автотранспорта – к Польше. Ехать дальше на 200 км, зато сколько плюсов! А Белосток сейчас не хуже Вильнюса: новые дороги, огромные торговые центры, бесплатный вай-фай в центре города, почти понятный язык. Напомню, в районе Белостока плотность населения белорусов составляет до 55% – можно заодно подтянуть и веданне матчынай мовы.

Берестовица
Очередь на Берестовице идет в разы быстрее, чем на Каменном Логе

Сейчас ситуация на границах обострилась до предела. Если ранее ожидание в 2-3 часа можно было назвать форс-мажором, то сегодня, как сообщают в соцсетях, можно стоять первым у шлагбаума, и стоять при этом несколько часов: из-за ненастроенной системы, из-за массовых проверок и учета провезенных сигарет литовские таможенники не могут (или не хотят) быстро справиться с потоком, особенно, если этот поток – в выходные, когда почти все 8% имеющих шенгенскую визу беларусов устремляются на запад.

Время советов: что делать?

(рассматриваем случаи, когда нужно в Литву и на автомобиле)

• можно купить пропуск. Тогда белорусы вас пропустят без очереди, но, напоминаю, основная проблема на литовской стороне. То есть внутрь погранперехода вы заедете, но все остальное время проведете там. Примерно вот так:

Котловка

• можно взять с собой детей до 3 лет. Тогда вам положен внеочередной заезд внутрь. Но! Трижды подумайте! Ведь на литовцев это правило не распространяется! И снова все ожидание, только теперь с детьми, у вас произойдет внутри погранперехода.

• нужно ехать в будний день, и чем ближе он к середине недели, тем лучше. Хотя в последнее время вероятность удачного проезда даже в этой ситуации снизилась из-за тихой забастовки литовских таможенников.

• можно проезжать ночью. Не распространяется на ночи с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье.

• можно ехать через Латвию. Недостатки: больше топлива уйдет от границы до Вильнюса (но можно взять с собой лишние 10 литров в канистре), и вас очень ждут слишком внимательные латышские работники: проверено будет все, и по пять раз.

• можно ехать через Россию и Латвию. Плюсы: нет ограничения в 8 суток с белорусской стороны, нет ограничения по «Зеленой карте» (в России не действует Указ об обязательном белорусском происхождении страховки: можно заранее взять более дешевую литовскую). Минусы – те же что и в предыдущем пункте, только в два раз больше, а так же – неожиданно отвратительные для страны Евросоюза дороги в районе Резекне, и возможная очередь из местных россиян. Некоторые дороги в Псковской области платные, будьте внимательны.

• в процессе подъезда к границе можно контролировать очередь. Например по радио, связываясь с дальнобойщиками, и в интернете – используя камеры: Котловка и Каменный Лог (или тут).

• И уникальный метод: звонить. Это помогает, если вообще нет движения.

+370 (5) 219 8479 – Пограничная служба Медининкай (литовская сторона Каменного Лога)
+370 (5) 249 4741 – Пограничная служба Лаворишкес (литовская сторона Котловки)

+370 (5) 271 9305 – Горячая линия Пограничной службы Литовской Республики (можно прямо называть количество автомобилей, которое проходит в час. Иногда помогает)

8 (800) 55544 Горячая Линия Таможни Литвы (позвонить можно при наличии Литовской симки)

+370 (5) 212 4977 – Горячая Линия Таможни Литвы (с любых симок)

+370 (5) 231 3918 / +370 (5) 2313915- Таможенная служба Медининкай.

+370 (5) 246 1758 – Таможенная служба Лаворишкес

И, напоследок, шенгенский калькулятор, который поможет вам разобраться с новыми правилами пребывания по визам (простое правило «90 дней в полугодие» отменено).

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий