Белорусский книжный бизнес «топит» экспансия российских игроков

Обзоры

В Беларуси за последнее десятилетие тиражи художественных книг упали в пятнадцать раз, заметно просел сегмент деловой литературы. Какие причины причины негативных тенденций в издательском деле и какое его ждет будущее?

knigoizdanie
Фото ej.by

Не выйти бы в тираж

Текущее состояние экономики белорусской книжной отрасли эксперты рынка оценивают как близкое к критическому.

В Государственном реестре издателей, изготовителей и распространителей печатных изданий Министерства информации Беларуси по состоянию на 1 января 2015 года в качестве издателей зарегистрировано 454 субъекта хозяйствования. «Если исключить из этого перечня учреждения образования, у которых есть лицензия на издательство, и мелкие фирмы, выпускающие на чистом энтузиазме по книге в год, то реально активных субъектов издательской деятельности останется приблизительно 30», – рассказал «Ежедневнику» председатель совета директоров группы компаний «Регистр», председатель клуба финансовых директоров Андрей Карпунин. Для сравнения еще пять лет назад в стране функционировало около 150 издательств.

Андрей Карпунин отмечает, что за 15 лет тиражи деловой литературы снизились с 3 тыс. до 0,5 – 1 тыс. экземпляров. Еще более красноречивую цифру приводит Александр Нечай, директор издательства «Вышэйшая школа», которое специализируется на выпуске учебной литературы. По его словам, за последнее пятилетие тиражи выпускаемых учебников и пособий для вузов и ссузов упали в среднем с нескольких тыcяч экземпляров одной книги до 200-700 копий издания.

В целом, по оценкам разных аналитиков, за 15 лет тиражи в сегментах художественной, деловой и учебной литературы для системы профессионального образования демонстрировали спад. Результат неутешителен – за указанный период, отмечают аналитики, тиражи изданий указанного профиля снизилась в среднем в 10-20 раз.

Данные о сокращении тиражей книг приводит и официальная статистика. В соответствии с данными Национальной книжной палаты Беларуси, в I квартале 2015 года тиражи упали по сравнению с аналогичным периодом 2014-го года на 31,5%.

При этом согласно информациии Национальной книжной палаты, за январь-март 2015 года книги стали почти в 2 раза тоньше, чем были в том же периоде прошлого года. Также в 1,2 раза уменьшилось количество наименований печатных книг.

І квартал

Количество изданий

Тираж

тыс. эксз.

Печатные листы-оттиски

тыс.

2014

3 251

7 027,9

74 455,2

2015

2 628

4 812,0

42 220,1

И хотя в Беларуси издается все меньше книг, продать их с каждым годом становится сложнее. «Еще несколько лет назад в экономические расчеты, предусматривающие срок реализации пятитысячного тиража, можно было смело закладывать от года до двух. Однако результаты работы отрасли за 2014 год показывают, что в течение одного сезона реально реализовать книги только двух белорусских авторов – Натальи Батраковой и Василя Быкова», – поделился видением Андрей Карпунин.

По данным Министерства информации, наблюдается также тенденция к росту объемов переизданий. Так, в 2014 году в общем объеме выпускаемой в Беларуси книжной продукции доля изданной повторно возросла на 17,1% против 16,7% в 2013 году (13,5% в 2012-ом и 12,8% в 2011 году). В то же время заметно сокращение объемов загрузки типографий, выпускающих книжную продукцию, указано в подготовленной Мининформом справочно аналитической информации о деятельности отрасли СМИ и печати в 2014 году. «Сложившаяся ситуация, добавил глава группы компаний, – верный признак ухудшения состояния книжного рынка в будущем», – считает председатель клуба финансовых директоров.

Под черным флагом

Отечественный издательский бизнес, убеждены эксперты рынка, оказался беззащитен перед экспансией со стороны российских предпринимателей и книжного пиратства в интернете.

«Воровство с помощью сети практикуют многие вузы и ссузы, которые обкатали удобную схему, – отметил директор издательства «Вышэйшая школа» Александр Нечай. – Покупают у издательства один-два экземпляра книги, сканируют его и вывешивают на своих сайтах для общего пользования». Студенты, да и библиотеки, кстати, тоже, зачастую обходятся электронными версиями книг, которые множатся не в типографии, а в учебном заведении. Объектами интереса интернет-пиратов частенько становятся и новинки художественных книг, пользующиеся повышенным спросом.

«У современных сетевых пиратов процесс сканирования книги полностью автоматизирован. Всего за одну ночь с помощью специального оборудования они могут отсканировать, выверить, сделать корректуру и разместить в интернете до 600 страниц», – поделился наблюдениями руководитель группы компаний. Поэтому если книга попадает в интернет, то остановить процесс ее распространения становится практически невозможно.

Ежегодно «черный» рынок, по оценкам аналитиков, наносит издателям и авторам ущерб, исчисляемый сотнями миллионов рублей.

И хотя белорусское законодательство предусматривает защиту авторских прав, правообладателям приходится бороться с книжным пиратством самостоятельно. «Лично я ни разу не слышал, чтобы органы госуправления попытались пресечь развитие «черного» книжного рынка или хотя бы обсудить проблему на круглом столе с участием авторов и издателей», – отмечает Андрей Карпунин.

«Книжная» экспансия России

По словам специалистов, белорусский книжный рынок буквально «затапливает» неконтролируемый поток дешевой книжной продукции из России. В результате отечественные издания медленно, но верно вытесняются с прилавков магазинов и ярмарок импортными книгами.

«Российские издатели пользуются законодательными преференциями, которых в Беларуси, к сожалению, нет, – разъясняет особенности книжного ценообразования Андрей Карпунин. – Российские производители книжной продукции (в отличие от отечественных) освобождены от уплаты НДС. Стоимость печати в России тоже ниже, поскольку действующие там ввозные пошлины на полиграфическое сырье значительно меньше (да и ставка НДС для импортеров на 2 процента ниже), чем в Беларуси». В результате себестоимость и сама итоговая цена белорусской книжки получается на 40-50% выше российского аналога.

«Чем больше тираж, тем дешевле отпечатать его в типографии. Таково универсальное правило издательского бизнеса», – добавляет Андрей Карпунин. Вот почему преимущество российских книг по цене обусловлено, в том числе их гигантскими тиражами. «Стоимость российских книг, тиражи которых начинаются от 10 тыс. экземпляров, в разы ниже, чем продукции белорусских субъектов хозяйствования. В качестве сравнения, для отечественных издателей, зачастую, пределом возможностей является выпуск книги тиражом в 5 тыс. копий (без помощи со стороны), отмечает специалист.

При этом некоторые российские издательства наловчились использовать сложившуюся ситуацию в своих интересах. «Открывают на территории Беларуси свои представительства для работы с отечественными авторами, которые соглашаются продавать свои произведения по значительно более низким расценкам, чем российские писатели», – рассказал руководитель «Регистра». Предприниматели подгоняют тексты (и примеры в них) под стандарты и нужды российского рынка, а электронные макеты будущих книг направляются для печати в российский офис. Часть этой продукции, к слову, под видом российской затем возвращается для продажи в Беларусь.

Нерадостная ситуация усугубляется еще и тем, что в 2014 году поступление российской печатной книжной продукции на отечественный рынок превысило оптимум, который он был в состоянии переварить. «Из-за кризиса в Украине на территорию Беларуси была перенаправлена часть тиражей российских изданий, отпечатанных для продажи на территории этой пострадавшей от социальных и экономических потрясений страны», – пояснил руководитель группы компаний «Регистр». Таким образом, численное превосходство российских книг над белорусскими стало еще более ощутимым.

Книги белорусских авторов на отечественных книжных выставках и в частных магазинах сегодня представлены лишь единичными экземплярами. «Книготорговцы предпочитают купить книжку в России, которая в пересчете на белорусские деньги стоит 15 тыс. рублей, и сделать 200% наценки. С готовой ценой в 45 тыс. рублей издание все равно будет выглядеть очень «вкусно» по сравнению с белорусской книгой, которая при розничной наценке в 40% будет стоить как минимум 120 тыс. рублей», – рассуждает Андрей Карпунин.

«Белорусский издательский бизнес сегодня проигрывает, прежде всего, в рамках рыночных отношений. Всегда был противником применения жестких мер, но единственный действенный способ переломить сложившуюся ситуацию, который я вижу, – ввести для издательского бизнеса налоговые послабления, установить льготные ставки аренды для книжных магазинов, а также на законодательном уровне обязать торговые центры открывать на своих площадях книжные магазины, установить приоритет госзакупок библиотеками и учебными заведениями именно белорусских книг и начать, наконец, борьбу с книжным пиратством в интернете на государственном уровне», – говорит Андрей Карпунин.

«Если не перебороть негативные процессы на книжном рынке сегодня, то в скором времени мы будем читать только российские книги. В отечественном издательском деле останутся только энтузиасты, способные работать без прибыли и даже себе в убыток», – прогнозирует специалист.

По материалам ej.by

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий