Уберут ли трамвайные рельсы с улицы Гагарина в Витебске? И откуда они там появились вообще

маршрут, который может исчезнуть

В последние годы витебскими властями обсуждался вопрос – сохранить ли трамвайное движение на улице Гагарина или заменить трамвай троллейбусом. Реконструкция этой важной для города магистрали по-прежнему остается в повестке дня, хотя в связи с сооружением нового Полоцкого путепровода и новой дороги на Билево работы здесь временно приостановлены.

Трамвай на улице Гагарина. Фото: Сергей Мартинович

Можно, однако, с уверенностью сказать, что трамвайные пути с улицы Гагарина не исчезнут, а рельсовый электротранспорт продолжит перевозить витеблян в Журжево.

В настоящее время улица Гагарина является одним из двух действующих участков витебского трамвая, на котором пути уложены не по центру улицы, а сбоку, у пешеходной дорожки. Второй такой участок сейчас действует на Смоленской улице от проспекта Фрунзе до улицы Правды.

А когда на Гагарина появилось трамвайное движение и зачем понадобилось тянуть рельсы на городскую окраину?

Оказывается, трамвай пустили сюда не только для пассажиров.

1936 год. Суражское шоссе в районе фабрики «Знамя Индустриализации». Фото из книги «Во славу Родины» (1936 год)

До 1961 года современная улица Гагарина называлась Суражским шоссе. Отсюда в город, на Смоленский рынок, приезжали торговать крестьяне и ремесленники из городов и местечек Витебщины и Смоленщины – Суража, Яновичей, Велижа, Поречья (Демидова) и других. Район этот считался далеко не безопасным – здесь, на окраине, бесчинствовали хулиганы и грабители.

Трамвай у фабрики «Знамя Индустриализации». Фото: Сергей Мартинович

В годы первых пятилеток в районе Суражского шоссе были построены крупные промышленные предприятия – фабрика «Знамя индустриализации», щетинно-щеточные комбинат, кроватное производство при колонии НКВД, модернизированы существовавшие с дореволюционных времен игольный завод и кирпичный завод.

Для перевозки рабочих этих предприятий в 1931 году была проложена трамвайная линия вдоль шоссе, протяженностью 1,3 км.

Однопутная трамвайная линия на Суражском шоссе (улице Гагарина). Фото из газеты «Витебский пролетарий» за 30 ноября 1933 года

Поначалу линия была однопутной. На ней были устроены разъезды, чтобы идущие навстречу трамваи могли пропускать друг друга. Фотографию участка этой линии поместила газета «Витебский рабочий» 30 ноября 1933 года. Интересно, что линия была изначально построена обособленно от дороги.

Поначалу трамвай доходит только до кирпичного завода – сейчас на его месте ОАО «Керамика». Пассажирское движение на данном участке в предвоенные годы не было интенсивным. В то время, как в других районах Витебска курсировали трамвайные поезда по 2 и даже по 3 вагона, сюда, на Суражское шоссе, пускали только по одному моторному вагону.

2014 год. Грузовой трамвай на Московском проспекте. Фото: Сергей Мартинович

От кирпичного завода в город ходил только один трамвайный маршрут — № 6. Заканчивался он на Смоленской площади, где необходимо было пересаживаться на другие трамваи.

Куда важнее, чем перевозка пассажиров, для Витебска было грузовое трамвайное движение по Суражскому шоссе. Для этого к цехам кирпичного завода были проложены трамвайные подъездные пути, позволявшие отгружать кирпич и другие стройматериалы на грузовые платформы.

Также отдельные ветки для подвоза сырья и вывоза готовой продукции были в 1932 году проложены на фабрику «Знамя индустриализации», щетинно-щеточный комбинат (современная обувная фабрика) и на завод «Красный металлист» (современный «Вистан»).

2014 год. Грузовой трамвай у 11-й школы. Фото: Сергей Мартинович

С предприятий кирпич и другая продукция отвозилась к товарной железнодорожной станции, в районе современной улицы Буденного, где трамвайная линия подходила прямо к путям.

В 1937 году правительство БССР приняло решение о переносе столицы в Могилев из Минска, находившегося всего в 30 км от границы с Польшей. Могилев начали спешно отстраивать. Для обеспечения грандиозной стройки кирпичом рабочими Витебского депо было построено несколько электровозов с прицепными платформами. Затем трамвайную колею соединили с железнодорожной и пустили электровозы к кирпичному заводу. Отгрузка кирпича осуществлялась водителями трамвая и грузчиками в три смены.

Использовали кирпич и на витебских стройках. Для этого в 1932 году была проведена специальная трамвайная ветка к возводившемуся на Марковщине Пятому коммунальному дому.

В годы Великой Отечественной войны Витебский трамвай не функционировал. 5 декабря 1948 года движение на участке от Смоленской площади к кирпичному заводу № 32 было восстановлено. Новый маршрут получил № 3. Было восстановлено и грузовое движение – трамвай возил по Суражскому шоссе кирпич для строительства нового железнодорожного вокзала.

2019 год. Грузовой трамвай в депо перед выходом в рейс (в центре). Фото: Сергей Мартинович

В 1960 году одноколейный трамвайный путь был продлен до поселка Журжево, где он заканчивается и сейчас. Линию строили жители Витебска на воскресниках. А в 1963 году на улице Гагарина был проложен второй трамвайный путь.

В наши дни практически сошло на нет грузовое трамвайное движение. Такие вагоны редко можно увидеть на путях. Трамвай на улице Гагарина может показаться чем-то архаичным и старомодным, мешающим все возрастающему потоку автомобилей. Но в то же время трамвай – один из символов Витебска, и без него город никогда не будет таким, каким мы его знаем и любим.

Есть ли будущее у витебского трамвая?

РЕКЛАМА


19 комментариев

  1. Интересная статья.
    Как видно все раньше строилось из-за предприятий, которых уже почти нет или остались одни названия.
    Не уверен в целесообразности и экономичности этого транспорта. С таким символом города можно ещё конные повозки пустить)
    Оставили бы пару путей и маршрутов в городе для символа, а остальное заменили на автобусы и троллейбусы.
    Помню раньше в трамвай не всегда залезть можно было как сейчас в автобусы в Билево утром и ходило по два вагона, а сейчас полупустые.
    Город перестал развиваться или происходит это очень медленно.
    Зато много торговых центров и магазинов)

    • Поверьте? Вы были бы рады трамваю больше бы чем какому виду транспорта (экология, экономия, безопасность) Просто мы деградировали в плане в модернизации и отстаём от мира на пол века.
      Модернизация по беларуски вы сами думаю понимаете что это такое….
      Сам лично лицезрел японские трамваи, они круче Минского метро.

    • Ну Япония это не весь мир. А чем вам не нравятся новые белорусские и российские трамваи, кстати Москва отказалась от польских Песа и заказала свои отечественные скоростные и современные а Песы втюхали киевлянам и к ним много нареканий в плане вместимости и надёжности правда покупать нашему городу современные трамваи не за что это другой вопрос

    • Я живу на улице Гагарина и очень рада,что по ней ходят трамваи,потоиу что в автобусы,ходящие по этой же улице невозможно зайти и еще огромные перерывы в работе.Обязательно нужно оставить все траиваи.

  2. Трамвай как перевозчик людских масс на производства на данном этапе себя изжил.В городе он просто помеха и архаика.На окраинах скоростной трамвай я думаю необходим.

    • Полнейшая чушь! Трамвай наиболее безопасный вид передвижения «людских масс» , к коим себя Вы не причисляете. Кроме этого он самый экологичный среди ныне существующих в Беларуси. Ныне продвигаемые троллейбусы на аккумуляторах более затратные в перспективе из-за необходимости замены АКБ через несколько лет.
      Понятно, что автовладельцы усиленно продвигают идею отказа от трамваев в угоду расширения проезжей части, но нужно думать и о других людях.

    • Плюсую. Гортранспорту плохо ещё и из-за маршруток, которых много и которые внаглую едут перед автобусом, собирая самых ценных клиентов, которые платят налом. Гортранспорту же идут льготники, школьники и проездные, которые вроде и место занимают но никак не учитываются. Уж нет ли СЛУЧАЙНО у горвластей парочки фирм с парком маршруток?

    • Это так идиоты считают. Вы один из них. В Мельбурне трамвай запустили в 1885 году и сейчас там самая большая сеть в мире (более 270 км). Ее будут и дальше расширять, те это самый экологичный вид транспорта особенно на старых узких улицах. В часы пик может перевозить столько людей сколько не могут никакой другой вид транспорта (кроме метро)’

    • Трамвай — самый вместительный вид наземного транспорта (можно цеплять второй и третий вагон, у нас это только не используют), самый быстрый, если строить на обособленном полотне — то единственный вид наземного транспорта, не связанный с пробками. Трамвай может быть бесшумным (опять же, у нас таких трамваев нет в Витебске, но в других городах и странах они уже давно эксплуатируются). Ну и, наконец трамвай не загрязняет воздух. Короче, рано его сдавать в утиль, нужна коренная модернизация, чтобы использовать все преимущества.

  3. «Трамвай себя изжил», «трамвай это архаика», «в городе трамвай помеха», «ходят полупустые»
    🤪

    • В таком случае все себя изжило…. Ходите пешком, будет время подумать….

  4. Трамвай, как вид городского транспорта себя не избил. Особенно в городах с радиальной планировкой и протяженными маршрутами на окраины: Титова, Гагарина, Горького. Это вместимость, скорость, безопасность, экологичность. Другое дело, что городские власти себя изжили и не хотят, или не могут развивать и совершенствовать этот вид траспорта

  5. Спасибо за экскурс в историю города. Много нового узнал. А будет трамвай или нет решать не нам, как и все пр. вопросы. Слава богу у нас есть Выканкамы. Наше дело подтрымывать и выконывать.

  6. Спасибо за статью. Интересно и познавательно. Я была за уничтожение трамвайных рельсов, теперь думаю, что может действительно, надо искать другой способ модернизации улицы Гагарина.

    • Спасибо, что читаете нас! Безусловно, нужно искать пути модернизации. Бесконтактный троллейбус-это не решения, учитывая, как он ходит в Билево((

  7. Во-во сапрауды.. Падтрымливаць и выконываць. А яны там есць истына первародная, у выканкамах.. и усе, як не паглядзиш, на трамваях на службу тпапляюць. Им дакладна ясна ци быть трамваю, ци не..

  8. трамвай с гагарина надо убирать. увы, это так. машин много, полос мало. что-то отремонтировать на дороге в связи с этим сложно. можно ведь убрать пути, проложить разворотные кольца в сквере рядом со смоленским рынком. вот кому не хватает трамвая — это билево. там утром и вечером можно и парные вагоны пустить, и то на всех не хватит. да и огромная разделительная полоса там это и предполагает. я надеюсь что так и сделают, после того как закончат с мостом и улицей строителей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *