вспомним, как это было
В самом центре Витебска, между Ратушной площадью и площадью Свободы, находится Октябрьский мост через Витьбу – старейший мост в городе.
В наши дни по нему снуют туда и обратно машины, автобусы и троллейбусы. А когда-то здесь лежали трамвайные рельсы. Вспомним, как это было.
Еще в XVII веке на месте современного Октябрьского моста существовал деревянным мост на двух опорах, изображенный на «Чертеже» Витебска 1664 года.
Раньше на этом месте, вероятно, существовал подъемный перекидной мост от Завитебной башни с проезжими воротами.
И раньше Витьба летом пересыхала, превращаясь в ручей, из которого поили лошадей извозчики.
В начале XIX века на месте деревянного был построен первый в Витебске каменный мост, названный за цвет кирпича Красным. Чаще всего датой его возведения указывают 1814 год, но есть и другие сведения.
А. Акатов в газете «Заря Запада» за 10 декабря 1926 года так описывал этот мост:
Каменный мост через реку Витьбу построен в 1806 году, на месте деревянного, и в старину назывался «Красным», соединявшим замок с рынком. Постройка его обошлась около 12 000 рублей, строил его землемер, но история не оставила нам его фамилии.
Красный мост имел ширину в 9,3 м. Для начала XIX века этого было вполне достаточно, но с развитием городского транспорта и ростом интенсивности уличного движения ширины моста перестало хватать.
Когда в 1898 году в Витебске велись подготовительные работы к пуску трамвая, узкий мост через Витьбу стал непреодолимой преградой на пути электротранспорта. Министерство внутренних дел Российской империи, давая разрешение бельгийским предпринимателям на устройство трамвая в Витебске и прокладку путей по Красному мосту, требовало от них строительства еще одного моста через Витьбу, по которому планировалось осуществлять грузовое движение.
Несколько раз в 1898 году пуск трамвая откладывался, в том числе из-за нерешенной проблемы с мостом. В конце концов, бельгийцы и городские власти пришли к компромиссному решению: по Красному мосту была временно проложена однопутная трамвайная колея, по которой не перевозили пассажиров.
30 июня 1898 года трамвай был пущен в эксплуатацию. Несколько месяцев вагоны пересекали каменный мост только по утрам, а затем весь день курсировали от тюрьмы на современной Смоленской площади до гостиницы Брози на берегу Витьбы, не доезжая до Соборной площади (нынешняя площадь Свободы). Пассажиром приходилось переходить мост пешком и делать на площади пересадку.
Параллельно велось строительство отдельного деревянного моста для трамвая через Витьбу у современного дома № 33 по улице Ленина. Проект моста был составлен витебским городским архитектором Тихоном Кибардиным. По некоторым источникам, автор проекта не взял за него денег и передал мост в дар городу. Строила трамвайный мост местная еврейская артель.
3 ноября 1898 года трамваи пошли от Соборной площади по новому деревянному мосту. Судя по чертежам, опубликованным в книге Василия Павлючкова «Витебский трамвай. Люди, события, факты» (2014 год), уложенная на мосту колея была однопутной. Сразу за ним был устроен разъезд, чтобы идущие навстречу трамваи могли пропустить друг друга.
Так трамваи продолжали ходить до 1929 года, когда Красный мост был расширен за счет устройства выносного тротуара, а по центру его был уложен трамвайный путь. Тогда же на мосту установили новую ограду.
В сентябре 1936 года на Красном мосту был уложен второй трамвайный путь широкой колеи. Таким образом, было снято последнее препятствие для движения через Витьбу.
Последняя предвоенная фотография Красного моста была опубликована всего за месяц до начала войны в газете «Советская Белоруссия» за 14 мая 1941 года. В 1944 году немецко-фашистские захватчики, готовясь к отступлению, взорвали Красный мост, оставив на его месте лишь кучу кирпича.
В конце 1944 года мост был восстановлен. На стройке трудились, в том числе, и немецкие военнопленные. Восстановление моста через Витьбу можно увидеть на написанной в 1952 году картине Валентина Дежица.
Новый мост был деревянным. Интересно, что, пока шли работы по восстановлению, витебляне переходили через Витьбу по дощатым настилам и хлипкому пешеходному мостику на месте дореволюционного моста для трамваев.
5 октября 1947 года по этому мосту пошли трамваи первого восстановленного маршрута от Смоленской площади на Марковщину.
Со временем и этот деревянный мост потребовал замены. В феврале 1957 года его закрыли и демонтировали. Началось возведение нового моста во всю ширину улицы Ленина. Мост строили из железобетона ударными темпами, с применением прогрессивных по тем временам технологий. В результате срок сдачи объекта был сокращен более чем в три раза, и трамваи вновь пошли к ратуше в канун 40-летия Октябрьской революции, в ноябре 1957 года. Новый мост назвали Октябрьским.
А еще через 16 лет, в 1973 году, с этой части улицы Ленина убрали рельсы. Старейший маршрут Витебского трамвая прекратил существование, пойдя в объезд городского центра – по проспекту Генерала Людникова.
5 пропавших объектов на площади Свободы в Витебске за последние 60 лет.