Как в Витебске ходили трамваи по мосту через Витьбу. Эксклюзивные фото и история, про которую прочитаете только у нас

Авторские статьи

вспомним, как это было

В самом центре Витебска, между Ратушной площадью и площадью Свободы, находится Октябрьский мост через Витьбу – старейший мост в городе.

Как в Витебске ходили трамваи по мосту через Витьбу. Эксклюзивные фото и история, про которую прочитаете только у нас
Октябрьский мост через Витьбу. Фото: Сергей Мартинович

В наши дни по нему снуют туда и обратно машины, автобусы и троллейбусы. А когда-то здесь лежали трамвайные рельсы. Вспомним, как это было.

Как в Витебске ходили трамваи по мосту через Витьбу. Эксклюзивные фото и история, про которую прочитаете только у нас
Трамваи на Октябрьском мосту. Открытка 1962 года

Еще в XVII веке на месте современного Октябрьского моста существовал деревянным мост на двух опорах, изображенный на «Чертеже» Витебска 1664 года.

Как в Витебске ходили трамваи по мосту через Витьбу. Эксклюзивные фото и история, про которую прочитаете только у нас
Деревянный мост через Витьбу на «Чертеже» Витебска 1664 года. Источник: «Витебская энциклопедия»

Раньше на этом месте, вероятно, существовал подъемный перекидной мост от Завитебной башни с проезжими воротами.

И раньше Витьба летом пересыхала, превращаясь в ручей, из которого поили лошадей извозчики.

Как в Витебске ходили трамваи по мосту через Витьбу. Эксклюзивные фото и история, про которую прочитаете только у нас
Красный мост в конце XIX века. Фото опубликовано в 1996 году в газете «Витьбичи». Витьба и Октябрьский мост в 2019 году. Фото: Сергей Мартинович

В начале XIX века на месте деревянного был построен первый в Витебске каменный мост, названный за цвет кирпича Красным. Чаще всего датой его возведения указывают 1814 год, но есть и другие сведения.

Как в Витебске ходили трамваи по мосту через Витьбу. Эксклюзивные фото и история, про которую прочитаете только у нас
Красный мост в XIX веке. Источник: «Віцебскі сшытак», № 1, 1995 год. Октябрьский мост в 2019 году. Фото: Сергей Мартинович

А. Акатов в газете «Заря Запада» за 10 декабря 1926 года так описывал этот мост:

Каменный мост через реку Витьбу построен в 1806 году, на месте деревянного, и в старину назывался «Красным», соединявшим замок с рынком. Постройка его обошлась около 12 000 рублей, строил его землемер, но история не оставила нам его фамилии.

Красный мост имел ширину в 9,3 м. Для начала XIX века этого было вполне достаточно, но с развитием городского транспорта и ростом интенсивности уличного движения ширины моста перестало хватать.

Как в Витебске ходили трамваи по мосту через Витьбу. Эксклюзивные фото и история, про которую прочитаете только у нас
Красный мост в начале ХХ века. Фото из «Витебской энциклопедии»

Когда в 1898 году в Витебске велись подготовительные работы к пуску трамвая, узкий мост через Витьбу стал непреодолимой преградой на пути электротранспорта. Министерство внутренних дел Российской империи, давая разрешение бельгийским предпринимателям на устройство трамвая в Витебске и прокладку путей по Красному мосту, требовало от них строительства еще одного моста через Витьбу, по которому планировалось осуществлять грузовое движение.

Как в Витебске ходили трамваи по мосту через Витьбу. Эксклюзивные фото и история, про которую прочитаете только у нас
Красный мост (слева) и мост для трамвая через Витьбу (справа). Раскрашенная открытка начала ХХ века из книги Вячки Телеша «Гарады Беларусі на старых паштоўках» (1998 год). Это же место в 2019 году. Фото: Сергей Мартинович

Несколько раз в 1898 году пуск трамвая откладывался, в том числе из-за нерешенной проблемы с мостом. В конце концов, бельгийцы и городские власти пришли к компромиссному решению: по Красному мосту была временно проложена однопутная трамвайная колея, по которой не перевозили пассажиров.

30 июня 1898 года трамвай был пущен в эксплуатацию. Несколько месяцев вагоны пересекали каменный мост только по утрам, а затем весь день курсировали от тюрьмы на современной Смоленской площади до гостиницы Брози на берегу Витьбы, не доезжая до Соборной площади (нынешняя площадь Свободы). Пассажиром приходилось переходить мост пешком и делать на площади пересадку.

Как в Витебске ходили трамваи по мосту через Витьбу. Эксклюзивные фото и история, про которую прочитаете только у нас
Красный мост и въезд на мост для трамвая через Витьбу с Ратушной площади. Раскрашенная открытка начала ХХ века из книги Вячки Телеша «Гарады Беларусі на старых паштоўках» (1998 год)

Параллельно велось строительство отдельного деревянного моста для трамвая через Витьбу у современного дома № 33 по улице Ленина. Проект моста был составлен витебским городским архитектором Тихоном Кибардиным. По некоторым источникам, автор проекта не взял за него денег и передал мост в дар городу. Строила трамвайный мост местная еврейская артель.

Как в Витебске ходили трамваи по мосту через Витьбу. Эксклюзивные фото и история, про которую прочитаете только у нас
Проект укладки трамвайных путей через Витьбу от Соборной до Ратушной площади в конце XIX века. Из книги Василия Павлючкова «Витебский трамвай. Люди, события, факты» (2014 год)

3 ноября 1898 года трамваи пошли от Соборной площади по новому деревянному мосту. Судя по чертежам, опубликованным в книге Василия Павлючкова «Витебский трамвай. Люди, события, факты» (2014 год), уложенная на мосту колея была однопутной. Сразу за ним был устроен разъезд, чтобы идущие навстречу трамваи могли пропустить друг друга.

Как в Витебске ходили трамваи по мосту через Витьбу. Эксклюзивные фото и история, про которую прочитаете только у нас
На Красном мосту. Трамвай и довоенные перила. Фото из газеты «Витебский рабочий» за 28 июня 1939 года. Это же место в 2019 году. Фото: Сергей Мартинович

Так трамваи продолжали ходить до 1929 года, когда Красный мост был расширен за счет устройства выносного тротуара, а по центру его был уложен трамвайный путь. Тогда же на мосту установили новую ограду.

Как в Витебске ходили трамваи по мосту через Витьбу. Эксклюзивные фото и история, про которую прочитаете только у нас
Укладка второго трамвайного пути на Красном мосту. Фото из газеты «Витебский пролетарий» за 29 сентября 1936 года

В сентябре 1936 года на Красном мосту был уложен второй трамвайный путь широкой колеи. Таким образом, было снято последнее препятствие для движения через Витьбу.

Как в Витебске ходили трамваи по мосту через Витьбу. Эксклюзивные фото и история, про которую прочитаете только у нас
Последняя предвоенная фотография Красного моста, опубликованная в газете «Советская Белоруссия» 14 мая 1941 года

Последняя предвоенная фотография Красного моста была опубликована всего за месяц до начала войны в газете «Советская Белоруссия» за 14 мая 1941 года. В 1944 году немецко-фашистские захватчики, готовясь к отступлению, взорвали Красный мост, оставив на его месте лишь кучу кирпича.

Как в Витебске ходили трамваи по мосту через Витьбу. Эксклюзивные фото и история, про которую прочитаете только у нас
1944 год. На месте взорванного Красного моста через Витьбу в дни освобождения Витебска. Фото из группы «Таямніцы Віцебска»

В конце 1944 года мост был восстановлен. На стройке трудились, в том числе, и немецкие военнопленные. Восстановление моста через Витьбу можно увидеть на написанной в 1952 году картине Валентина Дежица.

Как в Витебске ходили трамваи по мосту через Витьбу. Эксклюзивные фото и история, про которую прочитаете только у нас
Валентин Дежиц. «Восстановление моста через Витьбу в Витебске в 1944 году». 1952 год. Из группы «Таямнімцы Віцебска»

Новый мост был деревянным. Интересно, что, пока шли работы по восстановлению, витебляне переходили через Витьбу по дощатым настилам и хлипкому пешеходному мостику на месте дореволюционного моста для трамваев.

Как в Витебске ходили трамваи по мосту через Витьбу. Эксклюзивные фото и история, про которую прочитаете только у нас
Мост через Витьбу, восстановленный в 1944-1945 годах. Фото из книги «Витебщина освобожденная» (2009 год). Октябрьский мост в 2019 году. Фото: Сергей Мартинович

5 октября 1947 года по этому мосту пошли трамваи первого восстановленного маршрута от Смоленской площади на Марковщину.

Как в Витебске ходили трамваи по мосту через Витьбу. Эксклюзивные фото и история, про которую прочитаете только у нас
1957 год. Строительство современного Октябрьского моста. Фото из газеты «Витебский рабочий» за 16 августа 1957 года

Со временем и этот деревянный мост потребовал замены. В феврале 1957 года его закрыли и демонтировали. Началось возведение нового моста во всю ширину улицы Ленина. Мост строили из железобетона ударными темпами, с применением прогрессивных по тем временам технологий. В результате срок сдачи объекта был сокращен более чем в три раза, и трамваи вновь пошли к ратуше в канун 40-летия Октябрьской революции, в ноябре 1957 года. Новый мост назвали Октябрьским.

Как в Витебске ходили трамваи по мосту через Витьбу. Эксклюзивные фото и история, про которую прочитаете только у нас
1973 год. Демонтаж трамвайных рельсов с улицы Ленина. Фото Евгения Шерикова. «Витьбичи», 8 апреля 1997 года

А еще через 16 лет, в 1973 году, с этой части улицы Ленина убрали рельсы. Старейший маршрут Витебского трамвая прекратил существование, пойдя в объезд городского центра – по проспекту Генерала Людникова.

Страшная трамвайная катастрофа в Витебске, о которой говорят до сих пор. Об этом не писали в газетах.

5 пропавших объектов на площади Свободы в Витебске за последние 60 лет. 

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий