в каких местах Витебска было опаснее всего ехать на трамвае
Витебский трамвай – старейший вид городского общественного транспорта, но, к сожалению, далеко не безаварийный. Многие из нас могут вспомнить мелкие и крупные происшествия на трамвайных путях, свидетелями которых были.
Каждая крупная авария витебского трамвая немедленно становилась предметом обсуждений горожан, происшествия немедленно обрастали слухами и домыслами. «Витебский курьер» собрал сведения о пяти наиболее резонансных трамвайных авариях предвоенного Витебска, ставших предметами обсуждений городской прессы.
1. Столкновение трамвая с паровозом
7 ноября 1930 года в торжественной обстановке была открыта трамвайная линия, связавшая вокзал с рабочим поселком льнопрядильной фабрики «Двина» (нынешний ковровый комбинат) на Марковщине. Однако жителям промышленной окраины радоваться было рано.
В те годы серьезным препятствием для общественного транспорта было пересечение трамвайных путей с железнодорожными рельсами у современного поворота с улицы Герцена на улицу Академика Павлова. В 1930-е годы на путях часто совершали маневры и останавливались груженые лесом составы. В результате трамвайное движение на Марковщину парализовывалось, а пассажирам приходилось добираться до предприятий пешком.
24 мая 1931 года на этом переезде паровоз налетел на ехавший с Марковщины трамвай. Удар пришелся на заднюю платформу, вагон был сброшен с рельсов. Был тяжело ранен один пассажир, пять других получили легкие ранения.
В наши дни, во избежание подобных аварий, на переезде сооружен железнодорожный мост.
2. Трактор на Двинском мосту
Еще одно происшествие, случившееся 22 февраля 1933 года, поражает своими обстоятельствами. 20 февраля тракторист Витебской автобазы оставил на мосту через Двину трактор с прицепом. Два дня брошенная машина угрожала трамвайному движению, пока в нее на полном ходу не врезался вагон. Причем об аварийной ситуации знали в дирекции трамвайного парка , милиции и руководстве города, но никаких мер не предприняли.
25 февраля 1933 года авария была разобрана на заседании горкома Коммунистической партии и горсовета, в результате чего были сняты с работы и отданы под суд начальник автобазы Вертилов, начальник 3-го отделения милиции Береснев, начальник движения трамвая Гугало, заведующий отделом благоустройства Назаров, тракторист и 3 работника трамвая, виновные в аварии.
3. Вагоновожатые-лихачи
10 января 1941 года, за полгода до начала войны, газета «Витебский рабочий» напечатала статью Григория Магараса о неполадках в работе трамвая. Несмотря на то, что к тому времени все трамвайное хозяйство было модернизировано, аварийность общественного транспорта оставалось высокой.
Главной причиной аварий, по мнению журналиста, было то, что
Некоторые вожатые грубейшим образом нарушают служебные инструкции, по-лихачески ведут вагоны.
В декабре 1940 года, например, вожатая Можарова, управляя вагоном 5-го маршрута, развила недопустимо высокую скорость, в результате чего трамвай сошел с рельсов на проспекте Фрунзе. Трамвайное движение было остановлено на 1 час 15 минут.
А 3 января 1941 года трамвай столкнулся с грузовой машиной фабрики имени Клары Цеткин на опасном повороте с улицы Пушкинской на улицу Кирова (теперь это район площади 1000-летия).
4. Разбитые вагоны
В последние дни 1940 года произошла крупная авария на улице Ленинской. Вагоновожатый Пальчих, спуская трамвай со склона в районе ратуши, не рассчитал скорости и столкнулся с прицепом шедшего впереди трамвайного поезда. В результате 4 вагона были выведены из строя.
Схожая авария случилась в это же время на площади Свободы, где тогда находилась сложная трамвайная развязка. Вожатый вагона № 129 столкнулся с вагоном № 120, в результате чего оба вагона надолго отправились в ремонт.
5. Трамвай врезался в столб
6 января 1941 года произошла из ряда вон выходящая катастрофа трамвая в районе Пролетарской Слободы (современная улица Максима Горького в районе Пролетарской площади).
Вагон, управляемый вожатым Шаврап, на большой скорости сошел с рельсов и сбил столб с закрепленным электрооборудованием. Пострадали пассажиры, а движение по маршруту на Марковщину было остановлено на несколько часов.
Может, кто-нибудь из наших читателей был свидетелем аварий витебского трамвая и расскажет о них нам?
В послевоенный период тоже было немало происшествий с трамваем и трагических и комических. Осенью 1973 года когда было открыто движение трамвая по новой линии по пр. Людникова, произошла страшная авария. Вагон РВЗ ехал от Чапаева к мосту, остановки ЦСК тогда не было. По Людникова тоже к мосту, двигался самосвал гружёный асфальтом. Водитель грузовика толи не знал ,толи забыл что здесь уже ходит трамвай и там где сейчас заправка повернул налево перед вагоном. Произошло столкновение, кузов самосвала обернулся и асфальт через разбитые окна хлынул в кабину, она загорелась. Погибла водитель, сгорела.
Когда была трамвайная линия по Фрунзе к пл. Свободы из парка укатился туда вагон. Он стоял на путях возле конторы трамвайного депо и не был заторможен, а там к воротам небольшой уклон. Стрелка была переведена в сторону Фрунзе и ворота были открыты, тогда заезд и выезд из парка был по 5 ул. Фрунзе. Вагон выкатился на Фрунзе и далее вниз к пл. Свободы и догнал вагон который ехал к пл. Свободы и вьехал ему в зад.
Вначале 90 х с кольца Фрунзе уехал вагон без водителя и тогда же мальчишка подросток угнал из парка вагон КТМ 5 с прицепом подробности позже расскажу.
Спасибо!