первые в послевоенном городе
Мы уже рассказывали о необычных автобусах на улицах Витебска в 1990-2000-е годы. Недавно в фондах Витебского областного краеведческого музея удалось найти редкие фотографии городского автотранспорта середины 1950-х годов. Посмотрим, как выглядели витебские автобусы в то время.
В 1950-е годы многие автобусные маршруты Витебска проходили по улице Кирова, откуда по генеральному плану восстановления Витебска были убраны трамвайные пути. Улица эта только-только поднималась из руин. На снимках видны недостроенные здания и заборы вдоль нынешнего бульвара.
В первое послевоенное десятилетие автобус не был главным видом городского транспорта нашего города. По генеральному плану восстановления Витебска, на его долю должно было приходиться только 27% пассажироперевозок, при этом на трамвай – 70%. Массовое жилищное строительство 1960-х годов, за темпами которого не успевал общественный транспорт, изменило картину в пользу автобуса.
Интересно, что в 1950-е годы, до открытия автовокзала на улице Космонавтов, городская автостанция находилась на Привокзальной площади, где в небольшой будке продавали билеты на городские и пригородные автобусы.
Попавшие в объектив фотокамеры витебские автобусы на улице Кирова – машины марки ЗИС-155, выпускавшиеся в Москве с 1949 по 1957 годы. ЗИС-155 был самым массовым городским автобусом в Советском Союзе в послевоенные годы. В народе этот и пришедшие ему на смену автобусы назвали «буханками» за схожесть формы внешнего вида (закругленной задней части) с хлебным изделием.
С городских улиц эти автобусы исчезли в начале 1960-х годов, но еще некоторое время использовались в качестве передвижных детских кинотеатров «Малютка».
Они же на Ленинградской улице, http://fotobus.msk.ru/photo/1292675/?gid=23 .