транспорт нашего города, по которому мы так тоскуем
Автобусы – такой же непременный атрибут городского пейзажа, как старинные архитектурные памятники, мосты через реки и железнодорожные пути, парки, сады и скверы. Каждая эпоха в жизни Витебска отметилась своеобразным обликом этого вида общественного транспорта. Увидев на старой фотографии автобус, можно довольно точно определить десятилетие, а иногда даже и год, когда был сделан снимок.
Сегодня мы расскажем о старых и необычных автобусах, курсировавших по улицам Витебска в середине 2000-х годов. К сожалению, в наши дни увидеть их уже невозможно. Да и полтора десятилетия назад вид этих машин вызывал у витеблян удивление и интерес.
В наши дни автобусный парк Витебска практически целиком представлен машинами марки МАЗ белорусского производства. В первой половине 2000-х годов по городу курсировали в основном венгерские «Икарусы» – как одиночные, так и сочлененные, с «гармошкой» посредине.
Помимо машин венгерского производства, встречались и другие марки пассажирского автотранспорта.
Читатели наверняка помнят трамваи-«буханки», еще десять лет назад ходившие по витебским рельсам. Но были еще и автобусы-«буханки» продолговатой формы, с закруглением спереди и сзади.
Производили их в украинском городе Львове, на широко известном в СССР и социалистических странах автобусном заводе ЛАЗ. Наибольшее распространение получила модель ЛАЗ-695Н, выпускавшаяся львовянами с 1974 года по начало 2000-х годов.
В 1970-80-е годы ЛАЗ-695Н можно было увидеть на городских маршрутах. Впоследствии их заменили на более вместительные «Икарусы», а к середине 2000-х годов отдельные экземпляры этой техники дорабатывали свой век на пригородных маршрутах и в качестве служебных автобусов.
Еще одним популярным в последние десятилетия существования Советского Союза в Витебске был автобус марки ЛиАЗ-677. Он выпускался на заводе в подмосковном Ликино-Дулево с 1967 по 1994 годы.
Автобус был не слишком удобным, зато вместительным и надежным в эксплуатации. К 2000-м годам последние витебские ЛиАЗы дорабатывали свой век на редких периферийных маршрутах – №9 (микрорайон ЮГ-7 – Завод заточных станков) и №11 (площадь Победы – поселок Тарный). В середине первого десятилетия XXI века они исчезли и оттуда.
На смену советским автобусам приходили импортные, иногда весьма необычные на вид. Например, в 2006 году по маршруту №12 (микрорайон ЮГ-7 – Улановичи) курсировал немецкий автобус «Мерседес-Бенц O305».
Правда, «Мерседесы» надолго в Витебске не задержались и были заменены МАЗами.
Как видим, полтора десятилетия назад автобусный парк Витебска был весьма разнообразным. Старые и новые автобусы неплохо дополняли друг друга. К сожалению, все они сохранились теперь только на фотографиях.
Витебский трамвай: где самый старый, «буханки» и 5 секретов нашего депо