Новые факты о «Витебском Титанике». Ужасная катастрофа на Западной Двине ровно 100 лет назад

Авторские статьи

пароход «Надежда» еще до катастрофы был обречен на гибель

100 лет назад, 27 апреля 1919 года, город Витебск гудел, как встревоженный улей. В 2 часа дня произошла одна из ужаснейших катастроф в истории нашего города – отчаливший с пристани пассажирский пароход «Надежда», направлявшийся по Двине в сторону Бешенковичей, наскочил боком на каменный бык под Двинским мостом.

двина, пароход, надежда
Фотография с места аварии парохода «Надежда» на Западной Двине. Витебск. 1919 год. Фото предоставлено Светланой Мясоедовой

По Витебску моментально распространились слухи о невероятном количестве погибших. Говорили о 600, даже о 800 жертвах. До позднего вечера набережная Двины была запружена народом. Через мост было трудно пройти – повсюду стояли милицейские патрули.

Трагедия на Двине быстро получила всероссийскую известность – заметка о ней появилась 29 апреля 1919 года в газете «Известия»:

Витебск, 27 апреля. От невыясненной причины пароход, переполненный пассажирами, ударился о быки Двинского моста и мгновенно затонул. Число погибших не выяснено. Предполагают, что не менее 200.

У нас же в городе первой газетой, давшей полный обзор катастрофы парохода «Надежда», стал «Витебский листок», поместивший отчеты о трагедии в номерах за 28 и 30 апреля 1919 года. Благодаря им, мы 100 лет спустя имеем возможность восстановить картину случившегося.

Новые факты о «Витебском Титанике». Ужасная катастрофа на Западной Двине ровно 100 лет назад
Фотография Павла Волынцевича. Пароход “Надежда” на Западной Двине. Город Дисна. 1903 год.

Фактически, пароход «Надежда» еще до катастрофы был обречен на гибель. По словам капитана судна Михаила Козловского, давшего интервью корреспонденту «Витебского листка» из камеры 2-го участка милиции Витебска, «Надежда» к моменту катастрофы успела верой и правдой прослужить витебским речникам около 30 лет. Сам капитан в 1919 году успел совершить на корабле 2 рейса в Сураж и 1 – в Бешенковичи.

В свой последний рейс «Надежда» отправилась с грубейшими нарушениями техники безопасности. На пароходе был испорчен руль, который готовились заменить, но ремонт затягивался. На судне, вмещавшем 250 человек, имелась всего одна спасательная шлюпка, рассчитанная на 3 человека. Воспользоваться шлюпкой никто из пассажиров не успел: она находилась на корме судна и затонула вместе с ней.

На злополучный рейс в Бешенковичи в воскресенье 27 апреля 1919 года было продано 216 билетов. Кроме того, на пароходе находилось около 20 безбилетников-«зайцев». Команда «Надежды» составляла 12 человек. По подсчетам корреспондента «Витебского листка», в момент гибели на борту судна находилось 250 человек, из которых спаслась только половина.

Новые факты о «Витебском Титанике». Ужасная катастрофа на Западной Двине ровно 100 лет назад
Сообщение о катастрофе парохода «Надежда» в газете «Витебский листок» за 28 апреля 1919 года

Почти все пассажиры «Надежды» направлялись в Бешенковичи, чтобы купить продукты – шла Гражданская война, и с продовольствием в Витебске были проблемы.

О последних минутах перед катастрофой на Двине поведал «Витебскому листку» чудом спасшийся пассажир парохода, рабочий Иван Кочанов:

Как раз в тот момент, когда пароход приближался к мосту, надвинулась туча и начался дождь. Пассажиры, спасаясь от дождя, бросились с палубы вниз. В это же время и произошла катастрофа, так что большинство пассажиров, несомненно, было внизу.

Когда «Надежда» ударилась о бык, она моментально разбилась на 2 части. Сверху на головы пассажиров хлынула вода, заполнившая пароход наполовину всего за несколько минут.

Число жертв катастрофы на Двине оказалось велико во многом потому, что дверь парохода находилась на том боку, который ударился о бык. Пассажиры, бросившиеся к дверям, нашли там свою смерть. Спастись же удалось тем, кто бросился к окнам и выломал их.

Новые факты о «Витебском Титанике». Ужасная катастрофа на Западной Двине ровно 100 лет назад
Схема движения парохода в день аварии. Фото предоставлено Светланой Мясоедовой

Те, кто умел плавать, старались держаться над прибывавшей водой внутри парохода, делая отчаянные глотки воздуха. Многих пассажиров прибило водой к потолку. Выжить удалось лишь тем из них, кому была вовремя оказана помощь.

В момент удара часть пассажиров еще находилась на палубе. Они подняли ужасный крик, всполошивший жителей набережной Двины. Люди в надежде спастись прыгали в воду, но тонули, уносимые течением, невероятно сильным из-за весеннего половодья.

Через 20 минут после катастрофы на помощь терпящим бедствие прибыло несколько лайб, лодок и пароход «Ленин». Им удалось спасти людей, не поддавшихся панике и оставшихся на палубе. Спаслась почти вся команда парохода, за исключением машиниста Карла Латышевского.

Капитан Михаил Козловский до последнего находился на терпящем бедствие пароходе, не имея права по долгу службы покинуть его. Здесь же он был арестован милицией.

Новые факты о «Витебском Титанике». Ужасная катастрофа на Западной Двине ровно 100 лет назад
1925 год. Сообщение об открытии навигации по Западной Двине из Витебска на Велиж и Бешенковичи. Пароход «Ленин». «Заря Запада», 1 апреля 1925 года

До наступления темноты продолжался поиск и извлечение трупов с парохода и из реки. За один только первый день было извлечено 80 тел погибших при крушении, которые были доставлены в Нижегородский и Крестовоздвиженский госпитали в Задунавье (ныне проспект Фрунзе).

Новые факты о «Витебском Титанике». Ужасная катастрофа на Западной Двине ровно 100 лет назад
Быки Двинского моста. Фото начала ХХ века. Источник: «Витебская энциклопедия»

Интересно, что «Витебский листок» опубликовал список погибших при крушении «Надежды», опознанных родственниками и по найденным при них документам, среди которых были люди самого разного социального происхождения.

Вот этот список:

Эстер Лейтман, Андрей Карлович Козлов, Абрам Ицков Бляхман, Игнатий Фаевич, Соломон Литвин, Матрена Кириллова и 1 ее ребенок (всего было при ней трое детей), Маня Машалова, надзиратель Витебской тюрьмы Иосиф Халицкий и жена надзирателя тюрьмы Татьяна Селезнева, Мария Яськевич, Михаил Данилович Мазальский, Матус Варшавский, Федор Голубецкий, Н. Петрашко, Анисим Лисовский, Мефодий Конопленов и женщина, у которой найдены 2 документа: на имя Анны Петровой и Марии Станук.

Однако еще до того, как на тонущий пароход прибыли спасатели, тонущее судно облепили, как стая ворон, грабители на лодках. Мародеров не пугали даже милицейские патрули.

Как сообщили корреспонденту «Витебского листка» милиционеры, многие трупы были доставлены с парохода в Нижегородский госпиталь с вывернутыми карманами, сорванными с пальцев кольцами.

О том, как проходило расследование причин катастрофы парохода «Надежда» у Двинского моста и что стало причиной жуткой трагедии, мы уже писали.

Новые факты о «Витебском Титанике». Ужасная катастрофа на Западной Двине ровно 100 лет назад
Пароходная пристань на Западной Двине в Витебске. Фото начала ХХ века. Источник: «Витебская энциклопедия»

Со временем катастрофа «Витебского Титаника» успела позабыться. Давно уже не ходят из Витебска в Бешенковичи и Сураж по Двине пароходы. Нет и старого Двинского моста – на его месте в 1950-е годы был выстроен Кировский мост. Однако забывать о трагедиях минувших дней нельзя, чтобы ни в коем случае не допустить повторения подобного.

Витебский «Титаник»: крупнейшее кораблекрушение на Западной Двине.

Витебск – город не морской, но водный.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий