Куда денут гранитные плиты Полоцкого путепровода, которые стоят десятки тысяч рублей

Авторские статьи

и какова судьба дореволюционных домов на улице Титова, которые попали в область застройки путепровода и идут под снос

Строительство Полоцкого путепровода является одним из самым масштабных инженерных проектов, затеянных в Витебске в последнее время – и в то же время одним из наиболее привлекающих внимание горожан.

В редакцию «Витебского курьера» обратилось несколько человек с вопросом о том, какая судьба уготована гранитным плитам Полоцкого путепровода после его реконструкции.

Куда денут гранитные плиты Полоцкого путепровода, которые стоят десятки тысяч рублей
Фото Светланы Васильевой 20 марта 2019 года

Напомним, путепровод был построен в конце ХІХ – начале ХХ веков. Металлические пролетные строения мостового сооружения, разрушенные во время Великой Отечественной войны, в послевоенное время были заменены на железобетонные. Что касается основания, то облицовка из гранитных плит пережила две войны и революцию.

Куда денут гранитные плиты Полоцкого путепровода, которые стоят десятки тысяч рублей
Фото Светланы Васильевой 20 марта 2019 года

В Германии, когда восстанавливали кирхи после войны, как раз-таки использовали гранит устоев сохранившихся железнодорожных мостов. Натуральный камень сам по себе дорог, а старый камень, с патиной времени, имеет также историческую ценность.

Будет жаль, если эти артефакты отправятся на какую-нибудь свалку. Хотя их можно использовать и для благоустройства, и как память о прошлом. Вот установили же возле Кировского моста памятный знак из фрагмента от гранитных устоев старого Двинского моста. Память о сооружении, которое служило городу так долго, не должна исчезнуть. К тому же это старый гранит. Такой нигде не найдешь и не купишь ни за какие деньги, – прокомментировал краевед и фотохудожник Виктор Борисенков.

Куда денут гранитные плиты Полоцкого путепровода, которые стоят десятки тысяч рублей
На фотографии разрушенного Полоцкого путепровода хорошо видно основание мостового сооружения, облицованное гранитными плитами. Фото предоставлено Виктором Борисенковым

Виктор Николаевич вспоминает старую площадь Победы, в оформлении которой был использован гранит:

Сможет ли кто-нибудь ответить на вопрос, куда исчезли тысячи гранитных плиток, которые можно было использовать для благоустройства исторического центра города? Разобрали по коттеджам и дачам?

Другой наш читатель сообщает, что даже по самым скромным подсчетам гранитное основание моста стоит десятки тысяч рублей:

Любой желающий может прикинуть, на какую сумму обошлась бы облицовка основания путепровода сегодня, если стоимость гранитной плиты от 150 рублей за квадратный метр. Я думаю, что любого неравнодушного витебчанина интересует, как и куда будут использованы старинные плиты из натурального камня. Или, учитывая, что на стройплощадке со стороны Полоцкого рынка нет охраны, они станут добычей мародеров?

Куда денут гранитные плиты Полоцкого путепровода, которые стоят десятки тысяч рублей
Коллаж Светланы Васильевой 20 марта 2019 года

Еще один, совсем не праздный вопрос, волнует жителей Витебска – судьба дореволюционных домов на улице Титова, которые попали в область застройки путепровода и идут под снос.

Куда денут гранитные плиты Полоцкого путепровода, которые стоят десятки тысяч рублей
Под снос идут два дома, построенных на рубеже XIX–XX столетий. Фото Светланы Васильевой 20 марта 2019 года

За ответами на вопросы читателей мы обратились к заказчику реконструкции Полоцкого путепровода КУП «Управление капитального строительства Витебского облисполкома».

Как рассказал первый заместитель генерального директора УКСа Веньямин Барсук, Полоцкий путепровод не представляет историческую ценность – это типовое для железной дороги сооружение:

Во время войны путепровод был частично разрушен, его восстановили в 1953 году. В советские годы мостовое сооружение больше эксплуатировалось, чем ремонтировалось и поддерживалось в надлежащем порядке. 

Что касается гранитного основания, то, по словам Веньямина Ивановича, плиты будут демонтированы и переданы эксплуатирующему путепровод предприятию:

Данный объект находится на балансе и обслуживании предприятия «Гордормост». Учитывая это, демонтируемые элементы пролетных строений, чугунное ограждение, а также гранитные бордюры и плиты будут переданы на хранение балансодержателю.

Относительно домов по улице Титова, построенных на рубеже XIX–XX столетий, то, как пояснил Веньямин Иванович, строения не включены в «Государственный список историко-культурных ценностей Витебска»:

Доски пола, потолок, стропильные системы, обрешетка, то есть все то, что может представлять какую-то ценность, будет демонтировано. Что касается кирпичных стен и фундамента, то демонтаж будут проводить механическим способом, при помощи ковша экскаватора. Поштучной разборки не будет.

Куда денут гранитные плиты Полоцкого путепровода, которые стоят десятки тысяч рублей
Коллаж Светланы Васильевой 20 марта 2019 года

Стоимость демонтируемых материалов и конструкций, пригодных для повторного использования, определяется по ценам возможной реализации. При этом учитывается рыночная стоимость аналогичных новых материалов, степень износа и дальнейшей их пригодности, сохранение первоначальных потребительских качеств, а также возможности повторного применения по прямому назначению. Непригодные материалы и конструкции будут списаны и утилизированы в установленном порядке.

Строительный мусор будет отправлен на специализированные предприятия на переработку. Переработанные отходы, к примеру, щебень будет использован в качестве подсыпки на второстепенных дорогах и при прокладке инженерных коммуникаций, а также при строительстве временных зданий и сооружений, – рассказал Веньямин Барсук.

Куда денут гранитные плиты Полоцкого путепровода, которые стоят десятки тысяч рублей
Этим домам осталось жить считанные недели. Коллаж Светланы Васильевой 20 марта 2019 года

4 путепровода в Витебске с оригинальным основанием ХІХ – начала ХХ веков.

В Витебске из-за реконструкции путепровода будут сносить два дореволюционных дома.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. михаил иванов

    Ну вот, оказывается в том, что путепровода стал опасен виноваты исчезнувшие 30 лет назад коммунисты, при которых “(п/провод) восстановили в 1953 году. В советские годы мостовое сооружение больше эксплуатировалось, чем ремонтировалось и поддерживалось в надлежащем порядке.” А что же 30 лет делали эффективные посткоммунистические манегеры? И ведь не пришлось не только восстанавливать, но и новое создавать. Даже тупо покрасить комнаследство не смогли.
    Предлагаю древние и уникальные камни использовать на памятные знаки убитым предприятиям, как заводу КОМИНТЕРНА, уйдут без остатка.

    Ответить