4 путепровода в Витебске с оригинальным основанием ХІХ – начала ХХ веков

Авторские статьи

долговечный гранит пережил две войны и революцию

Месяц назад в Витебске закрыли Полоцкий путепровод. Это типовое для железной дороги сооружение было построено в конце ХІХ – начале ХХ веков. Что интересно, основание с облицовкой из гранитных плит сохранилось еще с того времени.

4 путепровода в Витебске с оригинальным основанием ХІХ – начала ХХ веков
Полоцкий путепровод. Фото Саши Май
4 путепровода в Витебске с оригинальным основанием ХІХ – начала ХХ веков
Оригинальное гранитное основание на Полоцком путепроводе. Фото Саши Май

Таких путепроводов на территории Беларуси немало, однако многие из них потеряли свою уникальность: их гранитные основания забетонировали. А вот в Витебске сохранились такие объекты. Металлические пролетные строения на них были заменены на железобетонные. Зато основания с облицовкой из гранита служат уже второе столетие, – прокомментировал архитектор Глеб Орловский.

Где еще в Витебске есть похожие путепроводы? Вместе с архитектором мы составили список.

1. Путепровод перед железнодорожной станцией Чепино в районе улицы Ленинградской. Здесь проходит линия «Витебск – Санкт-Петербург».

4 путепровода в Витебске с оригинальным основанием ХІХ – начала ХХ веков
Путепровод перед станцией Чепино. Фото Саши Май

2. Путепровод на линии «Витебск – Санкт-Петербург» над железнодорожной линией «Витебск-Полоцк» в районе улицы Ленинградская.

4 путепровода в Витебске с оригинальным основанием ХІХ – начала ХХ веков
Путепровод в районе улицы Ленинградской. Фото Саши Май

3. Железнодорожный путепровод над улицей Мичурина.

4 путепровода в Витебске с оригинальным основанием ХІХ – начала ХХ веков
Путепровод на улице Мичурина. Фото Саши Май
4 путепровода в Витебске с оригинальным основанием ХІХ – начала ХХ веков
Гранитное основание путепровода на улице Мичурина. Фото Саши Май

Заметили, насколько они похожи? А теперь сравните с фотографией моста на участке «Петербург-Витебская жд», датированной 1900-1904 годами.

4 путепровода в Витебске с оригинальным основанием ХІХ – начала ХХ веков
Мост на 537-й версте. Виды постройки V участка Петербург-Витебской ж.д. 1900-1904. (Станция Витебск на 533 версте от Петербурга). Фото: evitebsk.com

Прочный и долговечный гранит в основании витебских железнодорожных путепроводов пережил две войны и революцию.

Но интересно, какая судьба уготована гранитным плитам Полоцкого путепровода после его реконструкции?

Как Витебск живет после закрытия Полоцкого путепровода. Два взгляда на транспортную проблему.

7 фактов про будущий путепровод «Полоцкий».

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Виктор Борисенков

    Вопрос: какая судьба уготована гранитным плитам Полоцкого путепровода, на самом деле очень важный. В Германии, когда восстанавливали кирхи после войны, как раз-таки использовали гранит устоев сохранившихся железнодорожных мостов. Натуральный камень сам по себе дорог, а старый камень, с патиной времени, имеет также историческую ценность.
    Разрушили старую пл. Победы. Куда исчезли тысячи гранитных плиток, которые можно было использовать для благоустройства исторического центра города? Разобрали по коттеджам и дачам?

    Ответить
  2. Виктор Борисенков

    https://uploads.disquscdn.com/images/b1e390b4be11187ff6c96d209a72e33c010b2f4e139e2d6585f60224e1480540.jpg

    Ответить