Полоцкие краеведы обнаружили возле Полоты старинные надгробья: «Мы даже не знаем, что ходим по костям»

Авторские статьи

на месте старого кладбища в Полоцке сначала был аэродром, теперь строят жилой микрорайон

Краеведы из Полоцка братья Андрей и Алексей Буховецкие на склонах оврага недалеко от реки Полоты обнаружили несколько старинных надгробных памятников. Ранее они были установлены на крупнейшем городском кладбище – Михайловском, которое существовало до 30-х годов прошлого века.

Полоцкие краеведы обнаружили возле Полоты старинные надгробья: «Мы даже не знаем, что ходим по костям»
Алексей и Андрей Буховецкие. Фото из архива краеведов

Свое название – Михайловское – оно получило от кладбищенской церкви в честь архангела Михаила. По сведениям полоцкого исследователя и краеведа Михаила Бавтовича, в 17 веке храм был деревянным, а в 1811 году была построена каменная церковь в стиле барокко. Здание значительно пострадало от артиллерийского обстрела во время советско-польского противостояния в 1919-1920 годах.

Согласно акту обследования за август 1920 года, уездная комиссия по охране памятников установила, что в церкви сохранились старые иконы, колокол с Софийского собора с надписями «roku 1715» i «Sw. Sophia». А в подвале были обнаружены ниши с разграбленными могилами.

Что касается кладбища, то к началу ХХ века оно считалось крупнейшим в городе и было окружено рвом и валом. Именно здесь был похоронен эсер Петр Шалковский, убитый в октябре 1905 года во время демонстрации, когда он читал царский манифест о политических свободах и образовании Государственной Думы. На его могиле были установлены железная ограда и гранитный памятник.

К северной части Михайловского кладбища примыкали военные захоронения времен Первой мировой войны: здесь нашли вечный покой солдаты, умершие в полоцких военных госпиталях. Большинство могил были расположены рядами, а на крестах были размешены таблички с указанием фамилии, звания и воинской части. Всего здесь были захоронены несколько тысяч военнослужащих.

Полоцкие краеведы обнаружили возле Полоты старинные надгробья: «Мы даже не знаем, что ходим по костям»
Часть надгробья, найденная Алексеем Буховецким. Фото Андрея Буховецкого

В 30- годах прошлого века было принято решение увеличить территорию полоцкого аэродрома за счет соседнего Михайловского кладбища. Родственникам предложили перезахоронить останки своих родных в других местах. Желающих было мало, потому большую часть могил просто сравняли с землей.

Как рассказал Андрей Буховецкий, аэродром на месте бывшего кладбища существовал с 1916 года до 1970-х годов. В 1990-е годы на этой территории стали строить новый жилой микрорайон.

Неподалеку краеведам и удалось обнаружить несколько надгробий. Так на памятнике из черного мрамора четко читается надпись:

Нина Владимировна Софронова, 1888-1910 гг. Спи спокойно, друг милый. Христос с тобой, моя родная.

Полоцкие краеведы обнаружили возле Полоты старинные надгробья: «Мы даже не знаем, что ходим по костям»
Одно из найденных надгробий. Фото Андрея Буховецкого

На надгробье из красного гранита написано:

Здесь покоится прах действительного статского советника Дмитрия Алексеевича Погодина, род в 1821 году, скончался 27 февраля 1886 года.

Полоцкие краеведы обнаружили возле Полоты старинные надгробья: «Мы даже не знаем, что ходим по костям»
Надгробье с могилы статского советника.  Фото Андрея Буховецкого

О большом могильной плите, на которой было написано, что здесь похоронен действительный статский советник, помнит местная жительница Татьяна Максимовна Говрош. Она рассказала братьям Буховецким, что в конце 1990-х годов, когда строили новый мост через Западную Двину и прокладывали трассу через территорию бывшего аэродрома, экскаватор снял слой земли и стали видны старые гранитные памятники. Среди них была и надмогильная плита статского советника.

 Сегодня старое кладбище стерто с лица земли и мы даже не знаем, что ходим по костям. Навсегда утрачены и старинные памятники, многие из которых были настоящими шедеврами камнерезного искусства,  – подытожил Андрей Буховецкий.

В Клястицах Россонского района в фундаменте дома нашли старую надгробную плиту.

В реке Нища Россонского района нашли остатки моста и мельницы. Как это было.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Барахлюш, принц Минипутии

    У нас в городе еще с довоенных времен целый микрорайон на костях стоит. Россия, Ивановская область, Фурманов. На память о кладбище остались лишь фотографии, а кладбище было довольно большое, поскольку до 1918 года (когда селу Середа был дан статус города, Середа – старое название Фурманова) это было достаточно большое торгово – промышленное село с несколькими прядильно- ткацкими фабриками, железнодорожной станцией, кирпичным заводом и механическими мастерскими.

    Ответить