Единственный известный сегодня документ, который подписали Марк Шагал и Казимир Малевич

в Государственном архиве Витебской области

Государственный архив Витебской области – это настоящая сокровищница документов и фотографий. Почти все они не имеют аналогов и сохранились до нашего времени в единственном экземпляре. Тем интереснее подержать их в руках и попытаться узнать историю.

Один из таких уникальных документов  – Отчет о деятельности Витебского высшего народного художественного училища за февраль 1920 года, на котором рядышком стоят подписи двух великих художников Марка Шагала и Казимира Малевича.

Уникальный документ из фондов госархива Витебской области. Фото Саши Май

Отчет – единственный обнаруженный на сегодняшний день документ, который подписали оба: Марк Шагал как заведующий художественным училищем, а Казимир Малевич как член президиума.

С января 1920 года в Витебске появилось новое творческое объединение, которое с 14 февраля стало называться Уновис, – прокомментировала ведущий архивист Государственного архива Витебской области Светлана Мясоедова. – В феврале 1920 года работа в художественном училище была весьма напряженной. Необходимо было закончить много новых работ и представить их на суд публики – с 15 февраля по 1 марта в здании училища на Бухаринской прошла вторая отчетная выставка. Работала она ежедневно с 14.00 до 20.00, вход был свободный, руководители мастерских дежурили в это время, давали объяснения публике – каждый в своей мастерской. Казимир Малевич выступал с лекциями, пропагандируя идеи Уновиса. Всего было представлено 350 работ, за две недели выставку посетили 3000 человек.

Автографы известных художников. Фото Саши Май

По итогам выставки были премированы работы Циперсона, Волхонского, Юдина, Цейтлина, Хидекеля, Кунина, Юдовина, Фрумака, Векслера, Зевина, Лифмана, Зельдина, Чашника, Кабищер, Лермана, Бернштейна, Сифмана и удалось привлечь новых учащихся.

«К началу лета 1920 года объединение Уновис стало доминирующим в Витебском художественном училище,  – отметила Светлана Мясоедова. – Одной из форм обучения стало проведение собеседований на разные темы, чтение докладов, участие в диспутах. Так Казимир Малевич преподавал специально выработанный курс теории и практики нового искусства».

К слову, 1-я Государственная выставка картин открылась в клубе Борохова на Гоголевской улице (современная – улица Ленина) еще в ноябре 1919 года. Тогда Казимир Малевич рассказывал о новейших течениях в искусстве: импрессионизме, кубизме, футуризме.

Как она проходила, написал сам Казимир Малевич Михаилу Гершензону:

 Народу переполнено. Все ждали зрелища… Час пробил – «знаменитость» у столика, какая-то дама ставит стакан чаю, шепнув мне на ухо, что с сахаром, я поклонился. Водворилась тишина, лектора дрожали, стоя тут же за моей спиной…

Мне кричали, что не нужно говорить о том, что непонятно, мы пришли узнать кубизм, мы пришли узнать истину, – и женщины говорили, какая у него прическа.

Несмотря на неоднозначную реакцию публики, на второй диспут, который прошел в начале декабря на той же выставке, зал не смог вместить всех желающих.

Кстати, февраль 1920 года оказался насыщенным событиями не только для Витебского высшего народного художественного училища. 6 февраля свой первый спектакль витебской публике представил Театр революционной сатиры.

Интересные факты про театр, который в начале 20-х годов произвел фурор в Витебске.

Интересные факты из истории Витебского народного художественного училища.

Где в Витебске можно увидеть Малевича?

РЕКЛАМА