Понять и принять. Как это, когда ты сегодня студент, а завтра уже преподаватель

Авторские статьи

как работают молодые преподаватели в ВГУ им. П,М. Машерова, на что надеются и в чем видят свое будущее

Получив заветный диплом и свободно выдохнув, выпускники всех университетов не сразу задумываются о том, что же будет дальше. Выбор будущей профессии настигает их не только в одиннадцатом классе, но и после окончания университета. Кто-то идёт работать по специальности, другие осознают, что выбранная специальность им не по душе, и лишь немногие решают связать свою жизнь с образованием. Нам удалось пообщаться с двумя преподавателями Витебского государственного университета, которым нет ещё и тридцати лет, но которые уже стали любимчиками студентов всех курсов.

Знакомьтесь, наши героини!

Сенькова Ольга Фёдоровна и Глазман Любовь Яковлевна – старшие преподаватели кафедры литературы.

Понять и принять. Как это, когда ты сегодня студент, а завтра уже преподаватель
Ольга Фёдоровна (слева) и Любовь Яковлевна (справа). Фото Кристины Рябушкиной

Обе наших героини закончили Витебский государственный университет им. П. М. Машерова в 2012 году, их альма-матер стала и дальнейшим местом работы. Преподавателями Ольга и Любовь работают уже три года — с 2015.

— Какая у вас была специальность и почему вы выбрали именно её?

— Мы с Ольгой учились в университете вместе, поэтому и специальность у нас была одна — русская филология со специализацией русский язык и литература.

— Моё решение было осознанным: я стремилась поступить именно на этот факультет и именно на эту специальность, — говорит Ольга. — У нас был один преподаватель по зарубежной литературе, и когда он провёл у нас первое занятие, то я поняла, что тоже хочу преподавать, тоже хочу быть, как он.

— Я не могу похвастаться тем же. Меня все отговаривали от этого, даже мой репетитор, учителя, знакомые — все, в общем, и в какой-то момент я решила подать документы на исторический факультет, начала уже готовиться к поступлению, активно учила всемирную историю, но в конце февраля меня, что называется, «переклинило», и я поступила всё-таки туда, куда хотела. Честно говоря, я не думала, что буду преподавать, мой выбор был связан с предметами, а не с будущей профессией.

— Вы целенаправленно выбрали свою профессию?

— Нам нравилось учиться и заниматься литературой, поэтому, когда предложили поступать в магистратуру, мы просто не смогли отказаться, так что да, мы целенаправленно выбрали преподавание.

— Школа или университет?

— Университет! — отвечают Ольга и Любовь одновременно.

— В школе нужно работать не только с учениками, но и с родителями, нужно посещать семьи учеников, собирать определённые сведения, отвечать за жизнь детей, работать с коллективом…

— Коллектив в университете немного другой, нежели в школе, — соглашается с коллегой Ольга. — Со студентами работать гораздо интереснее, чем со школьниками, хотя дети в школе — это не проблема.

— Что поменялось в вас, когда стали преподавателями? Как это, когда ты сегодня студент, а завтра уже преподаватель?

— Я прихожу на пару, и от меня чего-то ждут, — отвечает Ольга. — Входя в аудиторию, я должна знать, чего я хочу от студентов и от этой пары. И пару прогулять нельзя, потому что я её же и веду, — смеётся.

— У меня было несколько этапов, — продолжает Любовь. — Сначала я не понимала, почему я должна сидеть за преподавательским столом, а не за партой, как и все студенты. Это воспринимается совершенно иначе, потихоньку осознаёшь, что ты уже по другую сторону баррикад. Последний момент: я очень долго не понимала, почему меня должно волновать, что студенты чего-то не сделали или не подготовили. Сейчас меня это, конечно же, беспокоит.

— Я не могла понять, почему это сложно. Мы-то это повторяем много раз и уже знаем практически наизусть, но ведь студенты весь материал слышат впервые, и поэтому преподавателю кажется, что это легко. Мне понадобилось время, чтобы понять и принять эту вещь.

— Что самое сложное в работе преподавателя?

— Ты постоянно должен оценивать. Я всегда боюсь кого-то обидеть или задеть, для меня самое страшное — это экзамены. Сложно клеить ярлык: вот тому студенту я ставлю 6, а этому — 9. Как различить, что 6, а что 9? Мы преподаём литературу — это ведь довольно абстрактный предмет. Как можно оценивать чьё-то мнение? Чьи-то мысли? — делится впечатлениями Ольга. — Однако ещё мы ведём русский язык в качестве иностранного, и тогда быть либеральным уже нельзя, так как есть конкретные знания, которые можно спросить и оценить. В литературе, конечно, совсем другие задачи: изучение литературы — это не зубрёжка.

— Ещё одна сложность работы: надо следить за тем, что говоришь, — добавляет Любовь Яковлевна. — Иногда очень хочется высказаться кратко, но ёмко, а нельзя.

Понять и принять. Как это, когда ты сегодня студент, а завтра уже преподаватель
Фото Кристины Рябушкиной

— Три плюса и три минуса работы преподавателем в ВГУ?

— Первый и безусловный плюс — это отдача студентов на парах, общение со студентами, — начинает Любовь. — Это однозначно. Второй плюс — саморазвитие.

— Всегда будет что-то, чего ты не знаешь, — соглашается Ольга и продолжает: — Всегда есть чему учиться, это правда. Третий плюс — это весело. Теперь немного о печальном… Иногда не хватает оборудования. Вообще это не доставляет каких-то существенных неудобств, но раз уж надо назвать прямо минусы… (Улыбается) — Ещё один недостаток — это нехватка времени, нужно постоянно готовиться, проверять работы и так далее.

— Прощаете прогулы?

— Прогул прогулу рознь, — смеётся Любовь.

— Я могу понять многие ситуации, но не могу понять, когда это делается демонстративно, а такое было. Не хочу распространяться, но студенты, как и преподаватели, бывают разные. Скажу одно: преподаватели тоже люди, они могут понять практически всё, нужно только дать им шанс сделать это.

— Сессия. Теперь, когда вы преподаватели, а не студенты, для вас это слово приобрело другое значение?

– Во время сессии я всегда волнуюсь за студентов: бывает, что в течение семестра всё хорошо, а на экзамен приходит и говорит: ‘Не знаю’ или ‘Не хочу отвечать. Ставьте мне два, и я пошёл’, и я тогда говорю: ‘Может, подумаем? Вопрос почитаем?’, а тебе в ответ: ‘Нет-нет, я ничего не знаю’. Тогда очень сложно, хотя бывает ещё хуже, когда официальный экзаменатор не ты, а твой коллега, и студент не подготовился по каким-то причинам, всякое ведь бывает, но коллега-то твой этого не знает, он впервые в жизни этого студента видит и готов отправить его на пересдачу. Как спасти студента? Чувствуешь себя беспомощно, – говорит Ольга. — Ещё очень забавно, когда ты в течение семестра даёшь студентам ту или иную информацию, а на экзамене принимаешь её в абсолютно другой форме — особенности восприятия всё-таки играют свою роль. Иногда думаешь: «Но я же совсем не об этом говорила», но студент понял по-другому. Это очень интересно на самом деле. Случается и такое, что студенты берут информацию из первых четырёх ссылок «Гугла», и если у первых такой номер проходит, то, когда слушаешь тех, кто отвечает после них, сразу же понимаешь: что-то не так, где-то я уже это слышала, – комментирует

— Что бы вы изменили в Витебском государственном университете?

— Я бы хотела, чтобы у нас было больше технических возможностей, — начинает Любовь. — Если ты должен что-то сделать, чтобы не нужно было тащить сумки с необходимыми вещами. Если даже для нашей специальности это важно и нужно, хотя мы изучаем литературу, то я уже не говорю о специальностях, связанных с техникой и наукой.

— Да, я вполне согласна с коллегой, — кивает Ольга. — Я хотела бы добавить, что практические занятия по литературе можно было бы сделать в другой форме: все за круглым столом, видят друг друга, а не сидят за партами спиной к своим соседям. Такая атмосфера, мне кажется, поощрила бы активность студентов, они бы вступали в диалог друг с другом.

— Вы планируете и дальше работать преподавателями?

— Безусловно, — в один голос отвечают Любовь и Ольга, — хотя бывает очень и очень сложно, но мы любим свою работу!

— Уже преподавая некоторое время и имея определённый опыт в этой области, какой совет вы дали бы себе, когда только-только начинали обучать студентов?

— Что бы я сказала себе в декабре 2016… — задумывается Ольга. — Всё будет не так плохо. Ожидания хуже, чем реальность.

— Я бы сказала абсолютно то же самое, — соглашается Любовь Яковлевна.

Мы благодарим Ольгу Фёдоровну и Любовь Яковлевну за такую тёплую и искреннюю беседу. Уважаемые читатели, а как вы вспоминаете свои студенческие годы? Поделитесь с нами своими историями и впечатлениями!

Нужно ли высшее образование в Беларуси: 6 аргументов ЗА и ПРОТИВ

Поступить без экзамена в университет

«Чем лучше пишешь бумажки, тем лучший ты учитель!» Исповедь молодой учительницы

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий