Осип Цадкин и парижский «Улей»: интересные факты

«дурно пахнущий сыр», обнаженные художники перед холстом, «тронная» аллея и клопы

Несколько дней назад в Витебске состоялась презентация произведений искусства из корпоративной коллекции Белгазпромбанка. Первое мероприятие «Славянского базара» посвятили творчеству Осипа Цадкина, одного из крупнейших представителей авангардного искусства XX века, уроженца Витебска.

А 14 июля мы будем отмечать годовщину со дня рождения знаменитого скульптора.

Осип Цадкин. Фото ru.wikipedia.org

Напомним, дату 14 июля 1890 года указывал сам Осип Цадкин в своей автобиографической книге «Молот и резец», хотя некоторые исследователи предлагают другие варианты – 28 января (по старому стилю) 1888 года и 14 июля 1888 года.

Накануне дня рождения Мастера в музее истории Витебского народного художественного училища состоялась лекция доктора искусствоведения, профессора кафедры всеобщей истории и мировой культуры ВГУ имени П.М. Машерова Татьяны Котович.

Татьяна Котович. Фото Саши Май

Не секрет, что многие и сегодня называют Осипа Цадкина французским скульптором. Именно в Париже он провел большую часть своей жизни и там же был похоронен в 1967 году на кладбище Монпарнас.

Но ведь нельзя забывать, что до этого была его учеба в Витебском четырехклассном городском училище и уроки рисования в мастерской у Юделя Пэна.

Цадкин часто на лето приезжал в Витебск, правда, в последний раз это случилось в 1910 году, до его отъезда во Францию.

На переднем плане — скульптурная композиция «Малая Пьета» Осипа Цадкина. Фото Саши Май

Как встретил нашего земляка Париж? На основе рассказа Татьяны Викторовны мы собрали несколько интересных фактов.

«Вилла Медичи» – «Улье»

В конце 1899 года скульптор, меценат Альфред Буше приобрел на окраине Парижа участок земли и установил на ней металлический павильон. Это строение стало настоящим общежитием для бедных художников. Изначально Буше назвал его «Вилла Медичи», затем «Улье» (Ла Рюш).

Здание не могло похвастаться даже минимальными удобствами. Туалет для художников Буше обустроил во дворе, а вдоль тропинки к нему высадил деревья. Обитатели «Улья» в назвали эту дорогу «тронной аллеей».

Меценат всячески поддерживал начинающих художников: брал минимальную арендную плату и  за свои деньги ежедневно приглашал натурщиков в скульптурные мастерские, которые размещались на первом этаже.

Со временем Альфред Буше обустроил прилегающую территорию, а во дворе оборудовал театр. В оформлении декораций и в постановках принимали участие сами художники.

«Улей» в Париже. Фото ru.wikipedia.org

Знаменитые жители «Улья»

Среди известных обитателей «общежития» для художников были скульптор Луи Морель, который прожил там до самой смерти, Амедео Модильяни, Фернан Леже, Марк Шагал, Осип Цадкин, Хаим Сутин, Михаил Кикоин, Александр Архипенко и многие другие.

Во время лекции. Фото Саши Май

«Ротонда» и Виктор Либион

Многие художники «Улья» посещали расположенный рядом ресторан «Ротонда» Виктора Либиона. Виктор продавал им еду за копейки, нередко кормил в долг, давал взаймы и никогда не напоминал, что деньги надо отдавать.

Иногда художники расплачивались с ним графическими набросками, рисовали на двери в кладовку. Тогда еще никто не знал, что пройдут годы и за эти картины можно будет выручить немаленькие суммы.

Картина Цадкина «Озеро» из корпоративной коллекции Белгазпромбанка представлена в Витебске. Фото Саши Май

Братство художников

В столице Франции Цадкин поселился в 1910 году: снял квартиру-студию в «Улье» на Монпарнасе. Свой новый дом скульптор называл «сыром», а его соратник, скульптор и художник Александр Архипенко говорил, что это «дурно пахнущий сыр».

Удобства на улице – не единственный недостаток «Улья». Здание не отапливалось, потому зимой там всегда было холодно, а летом – невыносимо жарко под металлической крышей. Увидеть обнаженного художника в мастерской  за холстом здесь в теплое время года было делом привычным.

Еще один существенный недостаток – клопы. В хорошую погоду обитатели «Улья» предпочитали спать на улице на скамейках и колченогих столах, только чтобы подальше от этих насекомых.

Клопы для нас были самыми злыми из всех злых тварей, – вспоминали они.

Вопреки сложившимся стереотипам в «Улье» не было место зависти. Художники создали своеобразное братство, всячески поддерживая друг друга.

«Трое обнаженных за столом» Осипа Цадкина из корпоративной коллекции Белгазпромбанка. Фото Саши Май

Как Цадкин стал знаменитым

Свои работы публике Цадкин представил в 1912 году. Многие из них были выполнены из дерева, так как металл был очень дорогим. Кстати, что касается пород деревьев, то Цадкин очень любил грушу. И в дальнейшем он некоторые свои металлические скульптуры обрабатывал как деревянные.

Во время Первой мировой войны Цадкин добровольцем ушел на фронт, а после демобилизации вернулся в Париж. Вскоре художник представил публике 25 своих графических работ, посвященных военной тематике. Но затем все больше внимания стал уделять скульптуре.

Уже в 20-е годы Цадкин стал известным, а с началом 30-х получил европейское признание. Сразу в нескольких странах мира прошли его персональные выставки.

Сегодня в Витебске мы можем увидеть четыре работы авторства Цадкина из корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк» — 2 скульптуры и 2 картины, относящиеся к разным периодам творчества художника. Символично, что центральный экспонат выставки — скульптура «Возвращение блудного сына».

И это очень важно, ведь Осип Цадкин имеет непосредственное отношение к нашему городу, а его имя у нас на долгие годы было незаслуженно забыто. В этом они схожи с Марком Шагалом, возвращение которого в Витебск состоялось не так давно.

«Возвращение блудного сына» из корпоративной коллекции Белгазпромбанка. Фото Анастасии Вереск

Журналистское расследование: загадка Осипа Цадкина.

Метафизика и энергия творчества. В Витебске «Славянский базар» открыли уникальной выставкой, посвященной творчеству Осипа Цадкина.

РЕКЛАМА


РЕКЛАМА