Метафизика и энергия творчества. В Витебске «Славянский базар» открыли уникальной выставкой, посвященной творчеству Осипа Цадкина

шедевры мирового искусства в оригинале из коллекции Белгазпромбанка

9 июля, за три дня до официального открытия фестиваля, в Витебске состоялась презентация произведений искусства из корпоративной коллекции Белгазпромбанка. Первое мероприятие «Славянского базара» посвятили творчеству Осипа Цадкина, одного из крупнейших представителей авангардного искусства XX века, уроженца Витебска.

Фото предоставлено директором Витебского центра современного искусства Андреем Духовниковым

В экспозиции представлены 4 работы из корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк» — 2 скульптуры и 2 картины, относящиеся к разным периодам творчества художника. Символично, что центральным экспонатом выставки станет скульптура «Возвращение блудного сына», отлитая в 1962 году при жизни Цадкина.

Выставка «Возвращение. Осип Цадкин» проходит в рамках инициированного Белгазпромбанком национального историко-культурологического проекта «Арт-Беларусь». Фото Анастасии Вереск

По словам искусствоведа, куратора коллекции Белгазпромбанка Александра Александровича Зименко, в свободном доступе скульптура открыта для зрителей впервые, несмотря на то, что в коллекции она появилась еще в прошлом году.

Александр Зименко также подарил библиотеке музея ВНХУ книгу с шедеврами корпоративной коллекции Белгазпромбанка. Фото Анастасии Вереск

Сёння гэта вяртанне Восіпа Цадкіна, выбітнага мастака Парыжскай школы, якога мы спрабуем зноў адкрыць для краіны як беларускага мастака, які нарадзіўся ў Віцебску. У класічным выяўленчым мастацтве «Вяртанне блуднага сына» — гэта заўсёды нейкі дыялог паміж сынам, які ў класічным мастацтве стаіць на каленях, і бацькам, які сустакае яго ля дому. Але Цадкін, які спрабаваў змяніць падыходы да выяўленчага мастацтва і выкрышталізаваў свой асабісты мастацкі стыль, ідзе па-іншаму.

Перад тры постаці: гэта і айцец, і маці сына, якія сустракаюць яго і спрабуюць запоўніць тую дыру (пустэчу), якая ззяе ў цэнтры фігуры сына. І мы бачым, што гэта вяртанне не толькі сына — гэта яднанне сям’і.   

Скульптура «Возвращение блудного сына» (1962 год) из корпоративной коллекции Белгазпромбанка в центре зрительского внимания. Фото Анастасии Вереск

На открытии выставки. Фото Анастасии Вереск

По мнению доктора искусствоведения, профессора Татьяны Викторовны Котович, в скульптурах Осипа Цадкина видны черты готики: это метафизика, которая соответствует впечатлению от европейских готических храмов.

Петр Подгурский, Татьяна Котович и Александр Зименко. Фото Анастасии Вереск

Скульптура Осипа Цадкина «Малая пьета» из корпоративной коллекции Белгазпромбанка. Фото Анастасии Вереск

Белгазпромбанк имеет выдающуюся коллекцию и намеревается ее расширять, и это удивительная вещь! Во-первых, они понимают, что это бесценное вложение капитала. Все иное может пройти, уйти и исчезнуть, не исчезнет только энергия творчества, не исчезнет только эта коллекция. Они понимают, что это не просто вложение денег, понимают метафизическую, философскую сущность своей деятельности, — прокомментировала Татьяна Котович.

По словам искусствоведа, до Цадкина существовало мнение, что аналитический кубизм невозможен в скульптуре, а последние годы творчество скульптора называли термином «барокизм» — барокко и модернизм в одном.

Белгазпромбанк планирует установить скульптуру Осипа Цадкина «Возвращение блудного сына» в Витебске на проспекте Строителей, возле головного здания банка.

Фото Анастасии Вереск

Фото Анастасии Вереск

Открытие было торжественным. Фото Анастасии Вереск

На переднем плане — Виктор Глушин, новый вице-мэр Витебска. Фото Анастасии Вереск

Фото Анастасии Вереск

Директор фестиваля, Александр Сидоренко, назвал выставку первым открытием «Славянского базара 2018» в Витебске.

12 июля в 18 часов в музее ВНХУ также можно будет послушать лекцию Татьяны Котович, посвященную анализу творчества Осипа Цадкина. Приглашаются все желающиею

Смотрите также на нашем сайте журналистское расследование о жизни Осипа Цадкина.

РЕКЛАМА


РЕКЛАМА