Как Ленин стал Почетным машинистом в Витебске

за вождя работали вполне реальные люди, а зарплату перечисляли в фонд Красного воздушного флота

Ровно 85 лет назад, 15 мая 1923 года, руководителю коммунистической партии и советского правительства Владимиру Ильичу Ленину было присвоено звание Почетного машиниста Витебской городской электростанции.

В наши дни уже мало кто помнит об этом событии, однако в советское время о нем писали во всех путеводителях и книгах по истории города, а на здании управления Витебской ТЭЦ на улице Максима Горького висела мемориальная доска, которую в 90-е годы разбили неизвестные вандалы.

Мемориальная доска на здании Витебской ТЭЦ (улица Горького, 104). Из фотоальбома «Синеокая Витебщина» (1987 год)

Как Владимир Ленин стал Почетным машинистом в Витебске? Интересную информацию об этом собрал главный хранитель фондов Витебского районного историко-краеведческого музея Сергей Мартинович.

Ленину с «горячим приветом» 

С началом Первой мировой войны электростанция и трамвай в Витебске начали приходить в упадок. В связи с военными действиями прекратилась доставка из-за границы запасных частей, техника работала на износ.

В 1919 году на электростанции лопнул коленчатый вал 200-сильного дизеля. Его восстановление и возобновление нормальной работы станции и трамвая стало для витебских рабочих-коммунальщиков делом чести.

Немецкая фирма-производитель отказалась производить ремонт. Новый вал был изготовлен на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде, в начале ноября 1922 года доставлен в Витебск, а в первые месяцы 1923 года запущен в эксплуатацию.

13 марта 1923 года общегородское собрание коммунальщиков отправило «Председателю Совнаркома Ленину» телеграмму с «горячим приветом» по случаю пуска бездействовавшего дизеля городской электростанции и установки стосильного болиндера (нефтяного двигателя) для водопровода. Пуск этих двигателей был преподнесен Владимиру Ильичу в качестве подарка ко дню 25-летия РКП(б).

Кстати, за несколько месяцев до этого, 8 ноября 1922 года, работники Витебского коммунального хозяйства отправили еще одну приветственную телеграмму Ленину по случаю пуска новой электрической станции в Лучесе, которая стала «подарком в честь выздоровления и торжества пятилетия Октябрьской революции».

Передовые рабочие Витебской ТЭЦ у мемориальной доски Почетному машинисту Витебской электростанции В.И. Ленину. Из фотоальбома «Дорогой Октября» (1987 год)

Владимир Ильич – Почетный машинист витебского «Водосвета»

15 мая 1923 года на общем торжественном собрании работников коммунального отдела Витебского губисполкома по случаю годовщины перевода «Водосвета» (организации, объединявшей трамвай, электростанции, водопровод и лесопильный завод с паровой мельницей) на самоокупаемость было принято решение зачислить Владимира Ильича Ленина Почетным машинистом «Водосвета».

Инициатором этого предложения выступил тогда заведующий Витебским губкоммунотделом Гуревич.

На собрании витебских коммунальщиков присутствовали 600 человек, которые единогласно проголосовали принять Ленина в штат городской электростанции.

В то время Владимир Ильич Ленин был тяжело болен. Со всей страны ему шли телеграммы и письма от трудящихся с пожеланиями скорейшего выздоровления и возвращения к работе. Не были исключением и витебляне. Сразу же после принятия решения о зачислении Ленина Почетным машинистом, об этом было телеграфировано в Москву.

Стенгазета Витебской ТЭЦ. Из фотоальбома «Дорогой Октября»

Ордер на работу № 1755

На Витебской городской конференции коммунальщиков было решено положенное Ленину рабочее время отрабатывать наличному составу машинистов, а причитавшуюся заработную плату перечислять в фонд Красного воздушного флота.

Было составлено отношение на биржу труда о выдаче ордера на работу Почетному машинисту, который был оформлен 2 июня 1923 года за номером 1755.

Окончательное зачисление Владимира Ильича в штат Витебской городской электростанции было оформлено приказом по Витебскому губкоммунотделу от 9 июня 1923 года. Копия этого приказа и всей переписки была выслана по почте Ленину, а также в Главное управление коммунального хозяйства, в Губотдел Всероссийского союза рабочих коммунального хозяйства и управление «Водосвета». Сегодня документы о принятии Ленина Почетным машинистом хранятся в Государственном архиве Витебской области

Жалование Ленина – на укрепление воздушного флота

Почетные ленинские смены действовали на Витебской электростанции несколько месяцев 1923 года.

Согласно «Отношению управления Витебской городской электростанции в Губисполком о перечислении жалования Почетного машиниста электростанции В.И. Ленина на укрепление Воздушного Флота» от 13 ноября 1923 года было перечислено 21 614 рублей «совзнаками», которые отработали рабочие и служащие электрического отдела «Водосвета» за октябрь месяц. На вахте трудились лучшие машинисты электростанции – В. Городнев и М. Киржацкий.

Одно из зданий ТЭЦ со стороны улицы М. Горького. Фото evitebsk.com

Письма Ленину от жителей Витебска 

Не только Витебская электростанция «зачислила товарища Ленина в свои ряды». 22 декабря 1920 года коммунисты Марковщинского района Витебска, служащие госпиталей, техническая команда и рабочие фабрики «Двина» избрали Ленина Почетным председателем своего общего собрания.

Всего же с конца 1917 – до начала 1924 года витебляне (трудящиеся предприятий города, красноармейцы, работники просвещения, участники различных съездов и собраний, представители нацменьшинств и другие) отправили Владимиру Ильичу 28 писем, телеграмм и приветствий.

Почетные ленинские вахты и«Ленинский фонд экономии»

Впервые документы о присвоении Ленину звания Почетный машинист Витебской городской электростанции были опубликованы в 1960 году в сборнике «Письма трудящихся Белоруссии В.И. Ленину».

22 апреля 1966 года на здании Витебской теплоэлектроцентрали по улице Горького, 104 была установлена мемориальная доска в честь этого события. Тогда же руководством ТЭЦ было решено возродить трудовые традиции, связанные с Почетным машинистом. Вновь были введены почетные ленинские вахты, создан «Ленинский фонд экономии», на который зачислялись средства, собранные за счет экономии топлива и электроэнергии для собственных нужд станции.

Регулярно проводились торжественные заседания ко дню 15 мая, заслушивались отчеты лучших работников станции, принимались социалистические обязательства.

Об этих мероприятиях регулярно писала центральная и местная пресса. Последние ленинские вахты были проведены на Витебской теплоэлектроцентрали в начале 1990-х годов.

Ленинский уголок на Витебской ТЭЦ. Из газеты «Витебский рабочий», 22 апреля 1967 года

Прогуляться по Ленинским местам в Витебске можно здесь, а узнать, какие памятники исчезли с витебских улиц, можно здесь.

Редакция «Витебского курьера» благодарит Сергея Мартиновича за предоставленную информацию и фотографии.

РЕКЛАМА


РЕКЛАМА