В Витебском художественном музее продолжается работа популярной выставки деревянной скульптуры Леонида Савченко «Древо моей жизни»
Выставка снискала популярность у широкого зрителя, с одной стороны, своим понятным реалистическим художественным языком, с другой же стороны тем, что затрагивает глубинные уровни коллективного бессознательного. Тематика, выражаемая мастером, весьма широка и разнообразна. Это и бытовые эпизоды, и сказки, и обряды, и даже сцены, связанные с войной. Есть произведения, имеющие отношение к христианству. Но самое главное – это боги, духи и различные стихиальные персонажи.
В данной публикации мы будем вести речь только о богах, а о духах и стихиалях у нас возникнет ещё возможность поговорить позже. Деревянная скульптура Леонида Савченко исходит из традиций народных ремёсел, и следовательно стоит вне каких-либо исторических художественных течений. Такой простой и понятный язык, конечно же, привлекает зрителя. Также и образы богов, которые создаёт мастер, антропоморфны и психологичны, что делает их восприятие понятным и удобным для любого посетителя. В некоторых из них можно узнать знакомых персонажей из литературы или кинематографа, а в иных – даже своих соседей.
Разумеется, природа богов никак не определяется человеческой формой, однако боги могут воплощаться и в привычных человеку очертаниях. Так что даже с сакральной точки зрения скульптура Леонида Савченко совершенно легитимна, не говоря уже о том, с какой любовью и безраздельной увлечённостью эти образы созданы. Каждый образ наделён присущими только ему психологическими характеристиками, исходящими из традиционного мифологического описания конкретного божества.
Леонид Савченко располагает своих божеств в пространстве выставочного зала или композиционно, или поодиночке. Там, где присутствует композиция, очевидна их сущностная и психологическая комплиментарность. Особенно отчётливо это проявляется на примере божественных персонажей, связанных с воздушной стихией.
Само название выставки «Древо моей жизни» можно понять двояко. С одной стороны, речь идёт о любимом материале, вдохновляющего мастера на создание художественных произведений. С другой стороны, понятие Древа Жизни предполагает структуру разумной вселенной, одухотворённость её энергий и стихий. И мастер, создающий подобные произведения, несомненно, глубоко чувствует ритмы планетарного космоса.
К тому же возращение полузабытых или забытых представлений о богах является деянием своевременным и востребованным. Научная и духовная практика современных людей показывает, что мир не вписывается в рамки описания какой-либо из религий или конфессий, зачастую инерционно доминирующих в том или ином социуме. В данном отношении познание природы именно своего бога, в структуре человеческого психокосмоса именуемого архетипом, приведёт к познанию подлинного Я и раскрытию невиданных ранее границ восприятия. Творчество Леонида Савченко предрасполагает к пониманию плюралистической природы творения, множественности равнозначных систем описания мира и одухотворённости вселенной.
О некоторых скульптурах Алексея Евсеева, объединяющих в своей стилистике архаику и современность, где основным материалом является дерево, можно прочитать в статье о выставках художников.
Также предлагаем вниманию читателей материал о современном язычестве и пути предков.