Экономическое «дежа-вю»

Темы

Многие меры из числа тех, которые сейчас принимает правительство якобы для обуздания кризиса, белорусы уже видели. Одни – когда заканчивался СССР, другие – когда начиналась независимая Беларусь. Ни к чему хорошему они не приводили.

недоброй памяти СССР

Летом 1993 года автор этих строк вместе со 150 другими студентами биологического факультета БГУ отправился на месяц на летнюю практику. На геобазу «Западная Березина» в 15 километрах от Воложина. Буквально в первый же день меня избрали «начпродом» – то есть ответственным за питание всего курса, преподавателей и обслуживающего персонала. Выдали деньги, двух поварих, два грузовика с шоферами, дежурных по кухне. И со всей этой командой я отправился в Воложин – закупать продукты. Где сразу же выяснилось: почти все продукты (кроме, разве что, хлеба) – по карточкам. А карточки выдают только местным жителям. А мы чужие, так что карточки нам не положены.

Было от чего впасть в уныние – на геобазе ждут 150 голодных ртов. Если не вернусь с продуктами – съедят меня самого.

Не буду рассказывать в подробностях, как я тогда выкрутился. Я был «книжным мальчиком», рос в приличной семье и взятки давать не умел. Так что обучаться основам прикладной коррупции пришлось тогда в ускоренном темпе и в прямом смысле в полевых условиях. Но запомнилось именно это – механизм «защиты потребительского рынка» в форме карточек. Из-за которых, собственно, и нельзя было ничего купить, не нарушив закон.

Сегодня правительство Беларуси одно за другим издает постановления, которые по своей стилистике до зубной боли напоминают аналогичные документы сперва Совмина СССР (начиная примерно с 1988 года), а потом и кабинета министров молодой РБ, с Кебичем во главе. Когда этой осенью рухнул российский рубль, стало понятно: скоро рухнет и белорусский, причем его падение будет заметно более сильным. Хотя бы потому, что мы зависим от импорта намного больше, чем Россия.

Вспомните: еще несколько недель назад все ожидали, что белорусский рубль вот-вот будет девальвирован. Понимали, что только так можно помочь отечественным производителям – иначе им не продать свои товары в России. Вспоминали 2011 и надеялись, что на этот раз будет не так жестко.

Но президент, выдержав паузу, категорично заявил: девальвации не будет. Народ, уже ничему не удивляясь, бросился скупать валюту. Эту проблему власти «решили», введя 30%-й сбор с покупателей валюты. Тогда люди побежали в магазины за товарами – прежде всего бытовой техникой и электроникой. Правительство даже обрадовалось такой возможности разом распродать залежалые неликвиды производства «Горизонта» и «Атланта». Но вскоре стало понятно – скоро и розничная торговля пойдет вразнос, а при свободном ценообразовании заложенный в бюджет-2015 уровень инфляции окажется превышен еще до конца 2014 года.

И тут было включено «ОНО» – государственное регулирование негосударственной торговли. Еще год назад Министерство торговли хотели вообще ликвидировать, а сегодня его чиновники в один момент почувствовали себя всемогущими.

Сперва – 19 декабря – правительство ввело мораторий на повышение цен на потребительские товары. По официальной версии, это было сделано «в целях недопущения роста розничных цен и обеспечения внутреннего потребительского рынка широким ассортиментом товаров». Речь тут идет о «насыщении потребительского рынка непродовольственными товарами отечественного производства». Поэтому руководителям госструктур, занятых госрегулированием сферы производства потребительских товаров, а также холдингов «Атлант» и «Горизонт» поручено обеспечить рост поставок производимой продукции в розничную сеть, включая торговые объекты системы потребкооперации без роста отпускных цен. «Считать невыполнение указанного поручения несовместимым с нахождением руководителей этих органов и организаций в занимаемых должностях», – заявили в правительстве. Это мы уже проходили: простым решением чиновники отменяют фундаментальные законы рынка.

Дальше – больше. Министерству торговли, Белкоопсоюзу и областным исполкомам «поручено не допускать роста розничных цен на потребительские товары и обеспечить наличие широкого их ассортимента в торговых объектах, включая интернет-торговлю». Хотелось бы посмотреть, как они будут делать это применительно к интернет-магазинам…

Дальше – еще веселее. Руководителям Государственного таможенного комитета и МВД велено «обеспечить проведение контрольных мероприятий по пресечению нелегальных поставок товаров из-за пределов Беларуси». Раньше, выходит, нелегальные поставки были разрешены?! Какие же они тогда нелегальные? Это как «незаконные бандформирования» в России – получается, есть и законные…

Тогда, 19 декабря, правительством был установлен ежедневный контроль за ситуацией на потребительском рынке. Местные власти должны информировать Минторг о ситуации на рынке до 9.30 утра. Минторг должен докладывать премьер-министру Михаилу Мясниковичу до 12.00. То есть вся розничная торговля в стране была переведена на «ручное управление». Хорошо еще, Михаилу Владимировичу самому не пришлось за прилавок становиться – староват он для этого.

Жаль только, в правительственном постановлении не было указано, как вести себя торговле, когда товар в магазинах закончится. Либо Деду Морозу будет предписано отгружать товар по старым ценам, либо нас ждут пустые полки?

Впрочем, постановление Совмина, хоть и было принято срочно, все равно запоздало – многие магазины успели закрыться на переоценку. Поставщики продуктов в общепит как раз 19-го уже в середине дня повысили цены на 50%, хотя еще утром цены были другие. Многие магазины бытовой техники также подняли цены на 30%. Порой покупателям прямо в торговых залах заявляли, что «товара больше нет на складе» и выставляли новые ценники. Случалось и так, что холодильник или пылесос дорожал буквально по дороге в кассу.

Затем правительство начало противоречить само себе. 19-го было предписано «считать несоблюдение ассортиментного перечня торгового объекта … грубым нарушением правил торговли, влекущим за собой последствия в соответствии с указом президента … – вплоть до закрытия торговых объектов». А уже 20 декабря заместитель министра торговли Беларуси Ирина Наркевич заявила журналистам, что торговые объекты не должны закрываться без согласования решения о закрытии с администрациями районов, на территории которых они находятся. «Мы бы не советовали объектам торговли уходить в “краткосрочный отпуск на неопределенный период”. Потому что магазины у нас открываются, идет рост инфраструктуры, чтобы удобно было для граждан. И исполкомы не просто так предоставляют места для этих магазинов, чтобы они самовольно закрывались», – сказала Наркевич. Она напомнила, что субъекты торговли обязаны такие действия согласовать с администрацией района, на территории которого они находятся, потому что исполнительная власть несет ответственность за обслуживание граждан. «Поэтому не может быть: просто захотел – и закрыл», – подчеркнула замминистра. И наплевать чиновникам на право собственника делать со своим магазином то, что он хочет, – пусть даже это право в Конституции прописано. В общем, «торговать нельзя закрыть», а где запятую ставить – неизвестно.

3eaa

Разобравшись с ажиотажным спросом на валюту, 20 декабря белорусское правительство занялось инфляцией. В стране объявлен мораторий на любое повышение цен и тарифов на услуги естественных монополий. Цены должны были замереть на уровне 18 декабря – последнего дня перед тем, как Национальный банк Беларуси обложил покупку валюты комиссией в 30%. На непопулярные для бизнеса меры белорусские власти пошли после того, как за три дня – с 16 по 18 декабря – белорусы «вынесли» из обменников $179 млн, то есть около 3% золотовалютных резервов страны.

Мораторий распространяется на любое повышение цен и тарифов на товары, работы и услуги юридических лиц, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов и занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики. В указанный реестр, по данным на апрель текущего года, входило более 160 предприятий, в том числе компания «Евроторг» (владелец сети магазинов «Евроопт»), сахарные заводы, операторы сотовой связи. В пресс-службе правительства обратили внимание, что при этом не допускается повышение цен за счет уменьшения или отмены действующих размеров скидок.

Практика регулирования цен чиновниками не нова для Беларуси. В последний раз власти возвращались к ней в разгар валютного кризиса 2011 года, приведшего к трехкратной девальвации белорусского рубля. Тогда производители и импортеры должны были подтверждать отпускные цены экономическими расчетами, а на ряд товаров Минэкономики установило предельные торговые надбавки. Ну а еще раньше было то, что я описал в самом начале статьи – карточки и пустые прилавки. И тоже «во благо народа» и «в целях защиты населения».

Кстати, перечень социально значимых товаров и услуг, цены на которые регулируются государством, существует в Беларуси до сих пор. В него входят хлеб, мясо, молоко, яйца, детское питание, некоторые овощи и другие продукты, а также ритуальные услуги, общие отделения бань, услуги оздоровительных лагерей и прочее. Теперь же власти настаивают на том, что на месте должны стоять все цены и тарифы без исключения.

Впрочем, сегодня люди уже намного лучше понимают, как можно бороться с государственной дуростью в лице чиновников. «До закупки товар в убыток себе дело не дойдет, даже с учетом 30%-го сбора при покупке валюты, – признался автору этих строк один из предпринимателей-импортеров. – Просто будем переходить на доставку под заказ. А 30% будем включать в счет как дополнительные услуги. Тут можно придумать много чего: доставка, упаковка и так далее».

Ну и, наконец, нельзя забывать и про т.н. «партизанский импорт» – ввоз в Беларусь товаров из России, Литвы и Польши жителями приграничных областей. Интересно, что динамика объемов «партизанского импорта» даже не особо зависит от того, насколько равновесным население посчитает курс с комиссией в 30%. Ведь в этой сфере доллар давно уже стал второй (неофициальной, но более прочной) белорусской валютой.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий