Экзамены в школе, поступление в университет и платная заочка. Что ожидает нас впереди

видимо, штормить белорусскую систему образования будет еще долго

23 августа начал свою работу Республиканский педагогический совет. Сегодня самое главное совещание педагогов и властей продолжит свою работу на пленарном заседании.

В совете примут участие около 1 тысячи педагогов, руководителей учреждений образования, республиканских и местных органов госуправления, а также представителей общественных объединений и отраслевого профсоюза. Цель форума – определить задачи на 2017/2018 учебный год, обсудить концептуальные подходы к развитию системы образования на краткосрочный до 2020 года и долгосрочный (до 2030-го) периоды.

Что интересного мы узнали вчера?

1. Предлагается изменить форму нескольких итоговых школьных экзаменов.

Ничего конкретного заместитель министра образования Вадим Богуш журналистам не сообщил., но отметил, что эта тема обсуждается в числе прочих и у многих педагогов она находит положительный отклик.

2. Выпускникам школ в Беларуси планируют дать возможность получать целевое направление на любом предприятии. 

По словам Вадима Богуша, сам механизм получения целевого направления менять не планируется. Суть новации в том, что взять целевое направление можно будет в любой организации независимо от места расположения. Сейчас получить его абитуриенты могут только в сельских или населенных пунктах, где проживает менее 20 тысяч человек. Кроме того, целевое предоставляют предприятия, расположенные на территории радиоактивного загрязнения.

3. В университетах планируется создавать волонтерские центры.

Сегодня, наверное, уже возникла необходимость создать внутри университетов небольшие волонтерские центры. Сегодня каждому волонтеру найдется работа, и не только в Минске, но и в регионах, – сказала начальник управления по делам молодежи Министерства образования Наталья Пшеничная.

4. В Беларуси будут открываться современные педагогические специальности. 

Александр Жук, ректор Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, рассказал, что сегодня подготовлены проекты образовательных стандартов поколения 3+. Их особенность в профилизации, которая дает возможность оперативно открывать новые востребованные педагогические специальности – тьютор (прим. ред. человек, который индивидуализирует процесс образования), медиатор, проектировщик образовательных ресурсов и другие.

5. Цифры приема в высшие учебные заведения Беларуси будут и дальше снижаться. 

Начальник управления высшего образования Министерства образования Беларуси
Сергей Касперович отметил, что сокращение бюджетных и платных мест проводилось уже в этом году – цифры приема меньше, чем в прошлом:

Когда мы говорим о цифрах приема в вузы, мы должны помнить о потребности в специалистах того или иного профиля через 4-5 лет, когда те, кто набран, отучатся и выпустятся. Здесь у нас есть отдельная система прогнозирования, в которую вносят данные заказчики кадров. Анализируя эти данные, опираясь на прогнозные расчеты, взаимодействуя с Минтруда и Минэкономики, и определяются цифры приема. Вполне вероятно, что с учетом ситуации в экономике и системе высшего образования будет происходить дальнейшее снижение цифр приема в вузы, в частности по отдельным специальностям.

Первый замминистра Министерства образования Вадим Богуш прокомментировал также планируемое сокращение набора в высшие учебные заведения. Он отметил, что этот процесс происходит естественно. Количество студентов в вузах за пять лет сократилось в 1,5 раза. Кроме того, в контексте этого вопроса педагогическое сообщество обсуждает возможность исключения дублирования специальностей.

Первый проректор Международного университета МИТСО Александр Плащинский дополнил:

Есть мнение, что нужно сокращать прием в вузы, в том числе на заочное обучение, чтобы больше людей получали профессионально-техническое образование и в стране хватало рабочих рук. Безусловно, важно обеспечить потребности экономики. Не должно быть такого, чтобы каждый автоматически получал высшее образование – это уменьшает ценность диплома. Высшее образование должно быть в какой-то степени элитарным, но не в финансовом отношении, а в плане интеллекта, так как мы строим инновационную экономику. Профессионально-технические учебные заведения тоже должны готовить хороших специалистов для реального сектора экономики. Здесь важно соблюсти баланс.

6. В случае введения платного заочного образования стоимость дневного обучения не изменится. 

Сергей Касперович подчеркнул, что заочная платная форма востребована в стране:

Заочная форма обучения предназначена для лиц, которые работают, нашли себе применение в экономике и параллельно совмещают учебу и работу. Чтобы абитуриент шел со школьной скамьи сразу на заочную форму – это неправильно.

Сейчас величина оплаты заочной формы обучения существенно ниже оплаты дневной формы обучения за тот же период:

В среднем оплата заочной формы составляет где-то 50-60% от стоимости обучения на дневной. Эти все механизмы существуют, и в случае перехода на платное заочное обучение с точки зрения стоимости ничего не изменится.

А сколько стоит платное обучение в белорусских университетах в этом учебном году, читайте здесь.

По материалам БелТА