«Мама так кричала, что потеряла голос». День, когда под Витебском началась война

Зинаида Егоровна Авторские статьи

генералы тоже плачут

78 лет… Достаточно ли этого срока, чтобы стереть воспоминания, забыть слезы, горечь и потери? Прошло немало времени с того дня, как 22 июля 1941 года на рассвете фашистская Германия, нарушив договор о ненападении, начала войну против Советского Союза. Но и сегодня те, кто остался жив, незаметно утирают слезы от страшных воспоминаний. Зинаиде Егоровне Краско сейчас 92 года, а войну она увидела  глазами 16-летней школьницы.

Зинаида Егоровна
В свои 92 года Зинаида Егоровна ведет активный образ жизни. Фото из семейного архива героини

Встретить смерть в первый раз

В далеком 41-м девушка только закончила школу с отличием. В деревне Промыслы, что в Бешенковичском районе Витебской области ждали теплого лета.

«Мы не знали и слова такого – война. Вышли на улицу, а там самолеты летят, низко-низко. Никакого страха, бежали по двору и смотрели в небо, нам, детям, было интересно».

Позже, рассказывает Зинаида Егоровна, в деревню пришли немцы. Их было много, по дороге двигалась целая мотоциклетная колонна.

«Наш папа вместе с соседом строили укрытие рядом с домом, через дорогу, Дети, не понимая, что происходит, помогали, как могли. У наших соседей была маленькая дочка – Сонечка. Ей было около 2 лет, и она уже бойко называла всех по именам. Когда проезжала немецкая колонна, Соня перебегала дорогу. Водитель не успел остановиться, и малышка попала под его колеса. Она еще дышала, когда немцы пытались ее спасти, даже уколы какие-то делали, но сердечко Сони остановилось».

Это была первая встреча со смертью, поделилась Зинаида Егоровна, и, как оказалось, не последняя.

«Мы видели только слезы»

Война забрала у женщины родную сестру Веру и брата Васю.

«Мы хоронили самых родных с разницей в неделю. Сначала погиб брат, его застрелили, а позже на заминированном поле взорвалась Верочка. Сестра умела немного гадать на картах и после смерти Васи, раскинув колоду, тихо шепнула маме: «Еще один гроб у нас будет». Только не увидела, что это ей оставалось жить всего несколько дней».

Вера, вспоминает Зинаида Егоровна, ценой своей жизни спасла всю деревню. В тот день партизаны заминировали поле, по которому должны были ехать немцы, девушка прошла по бомбам раньше.

«Если бы взорвались немцы, никого бы в деревне не пожалели. Так сжигали много поселков. Верочки нет, но наши Промыслы отстояли всю войну».

Два года рабства

В  1944 году Зинаида Егоровна попала в немецкий трудовой лагерь Равенсбрюк. Всю молодежь ее возраста собрали в районном центре и, погрузив в машины, увезли на северо-восток Германии.

«Никто не знал, вернемся мы или нет. Мама умоляла меня оставить, так кричала, что потеряла голос, который после войны не восстановился. Отец говорил, чтобы при любой возможности бежала, но было страшно это делать. Мы все ехали, как мыши. Когда уезжала, мама дала мне подушечку с собой. Пока ехали в Германию, дети просили по очереди полежать на ней. Подушечка была кусочком дома».

Через два года Зинаиде Егоровне удалось вернуться в родную деревню. Она вышла замуж и воспитала четверых детей. Сейчас, в свои 92 года, женщина продолжает вести активный образ жизни. Говорит, что обязательно делает зарядку по утрам и много читает, и это помогает не отставать от современного ритма жизни. За решительный характер в семье ее называют генералом. Но генералы тоже плачут… Воспоминания о войне никому не даются легко.

А о том, как Витебск праздновал День Победы в этом году мы писали здесь и как в память об ушедших 9 мая была организована акция «Бессмертный полк» – здесь.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Критик Достижений

    Мы из будущего: https://youtu.be/lLlHdj62PCw

    Ответить
    1. Дарья Максименко

      Критик Достижений , к сожалению, очень скоро кроме фильмов и книг нам будет не у кого узнать о войне.

      Ответить
      1. Критик Достижений

        Могут, новую организовать, только некому тоже будет рассказывать….. https://youtu.be/lLlHdj62PCw

      2. Дарья Максименко

        В народе говорят: “Дурное дело – не хитрое”. Но все же очень хочется верить, что нас война не коснется.

  2. German

    Мамадарахая…у этих “понаехаших тут” русских из совковой Эрефии и местных колхозников какая то уникально избирательная и фрагментарно-разорванная память.
    В Бресте совдепия сегодня реконструкцию боев в крепости устроили. Когда они уже наконец покажут себя во всей своей красе на реконструкции самых сильных в мире союзников Рейха и СССР с 20-летним стажем? Как раз через 2 года 80 лет исполняется параду вермахта и красной армии 22 сентября 1939 года в Бресте , Да и к 1000-летию города неплохо бы смотрелся…Представляю,Хайнц Гудериан и Семен Кривошеин на одной трибуне…Сколько туристов бы приперлось! Или “Газпром” на такие реконструкции денех не дает?
    https://www.youtube.com/watch?v=S6gg1z5DovI

    Ответить
    1. Дарья Максименко

      Может, этот вопрос задать “Газпрому”?

      Ответить