Невыплаченная вовремя «коммуналка» привела к тому, что семью посчитали социально неблагополучной

Общество

суд Октябрьского района Витебска не удовлетворил иск органов опеки о лишении родительских прав многодетной мамы

18 сентября в суде Октябрьского района рассматривался иск к многодетной маме о лишении ее родительских прав. Прошение органов опеки судья Елена Михайловна Попкова не удовлетворила. То есть родительских прав женщина не лишена, поэтому двое деток будут возвращены в семью.

Моей радости нет предела, сегодня вернули моих родных Кирилла и Алину. Решение принято, осталось только написать заявление в комиссию по делам несовершеннолетних, – поделилась с нами мама у дверей зала суда.

Татьяна перед дверями суда. Фото Владимира Боркова
Татьяна перед дверями суда. Фото Владимира Боркова

За что отобрали сына и дочь? Основание – декрет № 18. Главное положение документа:

Дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.

Семья. Фото Владимира Боркова
Семья. Фото Владимира Боркова

Однако «ненадлежащее исполнение обязанностей» не нашло своего подтверждения в суде, по сути, факты не были предоставлены суду, а это значит обвинение органов опеки было голословным, – поясняет правозащитник Ирина Третьякова. 

Всего у Татьяны трое детей. Самый младшенький, Алексей, родился всего месяц назад, средний, Кирилл (находился на момент суда в детском доме), пошел во второй класс, а старшая Алина была отправлена из детского дома на учебу в Витебский государственный политехнический профессиональный лицей №16, чтобы получить специальность повар-продавец.

Татьяна и ее дочка Алина. Фото Владимира Боркова
Татьяна и ее дочка Алина. Фото Владимира Боркова

Татьяна говорит со слезами в голосе:

Я одела ребенка к 1 сентябрю, а у девочки ничего не было, одни кроссовки, в которых она поступила в детский дом и которые она относила 9 месяцев. 

Что послужило поводом для органов опеки, чтобы подать на лишение родительских прав?

У Татьяны образовалась задолженность по коммунальным выплатам. В августе женщина родила Алексея и около месяца находилась с ним в больнице. Фактически по месту прописки мама с детьми не проживала месяц. Но в общежитии еще прописан бывший муж женщины. На него и было начислено 50 рублей (это Татьяна оплатила), а в следующем месяце расчет был еще выше – уже более 67 рублей. В расчетный центр была предоставлена справка о том, что в августе двое детей находились в детском доме, а Татьяна – в больнице. Это не помогло, поэтому пришлось идти в горисполком. Там пообещали помочь и сделать перерасчет. Но отсутствие выплат за жилье привело к тому, что многодетную маму посчитали социально неблагополучной: дети в детдоме, за общежитие не платит, еще и третьего родила.

Фото Владимира Боркова
Фото Владимира Боркова

К счастью, все закончилось благополучно. Решено, что бывший муж (отец среднего Кирилла) будет помогать денежно ребенку, да и в воспитании сына принимать участие он не отказывается. Кстати, как нас уверила социальный педагог из школы, в которой учился малыш, мальчик вернется в тот же класс, из которого его забрали в детский дом.

Алина, старшая девочка, выписывается из общежития колледжа и возвращается домой, туда, где у нее есть своя жилплощадь, оплачиваемая семьей.

Всем деткам Татьяна приготовила отдельную комнату:

Все, о чем мне говорили органы опеки, я выполнила. Проверяющих жду в любой момент, – поделилась мама. 

А вот с отцом грудного Алешеньки Татьяна планирует оформить отношения официально.

Татьяна и . Фото Владимира Боркова
Татьяна иее будущий муж.  Фото Владимира Боркова

Добавим, что на суде присутствовали представители органов опеки, социальный педагог из школы, где будет снова учиться Кирилл, а вот представитель Комиссиии по делам несовершеннолетних отсутствовал.

Ситуацию прокомментировал правозащитник Павел Левинов:

Никаких оснований лишения родительских прав не было, поэтому никто и не сомневался, что решение суда будет в пользу Татьяны А. Правда, обратись мама к правозащитникам раньше, то деток можно было вернуть еще на стадии того, как их изымали из семьи. Никаких оснований удерживать 6 месяцев Кирилла и Алину не было.  

Я удовлетворен решением суда, и, к счастью, это не первое решение, которое установило действия органов опеки Октябрьского района в Витебске как незаконные. Можно сказать, что это прогресс объективности в суде. Но, к сожалению, органы опеки из этих судебных решений выводов не делают. Ведь мы не обладаем всей полнотой информации, сколько детей отбирают у родителей. А сколько родителей опускают руки, у многих нет денег на помощь адвоката. Правозащитники не знают обо всех судебных решениях. Нередко суды проходят в закрытом режиме, если дети несовершеннолетние. Радует то, что суды стали принимать решения, основываясь на законах и просто на здравом смысле.

К неблагополучным семьям отнесены неполные, малообеспеченные, замещающие, в том числе приемные, семьи, а также семьи переселенцев, беженцев, эмигрантов, студентов, семьи с детьми-инвалидами, семьи, где один или оба родителя – инвалиды в методическом пособии «Работа с детьми, нуждающимися в социально-психологической поддержке», которое было опубликовано на сайте Отдела образования, спорта и туризма Копыльского райисполкома, входящего в систему Минобразования. Правда, эту рекомендацию разработали в 2013 году, а на сайт она попала по ошибке, утверждают в отделе образования. 

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий