Две программы для одной экономики (Опрос)

Антон Платов

Сегодня уже никто не спорит с тем, что белорусскую экономику предстоит в корне реформировать. Вопрос только в том, каким путем пойдут реформы. Сегодня мы можем говорить про две программы развития, достаточно проработанные, чтобы воспринимать их всерьез.

1017671

«План 2030»

В правительстве сейчас уже практически готов проект Национальной стратегии Беларуси на период до 2030 – так называемый «План 2030». И если этот документ ляжет в основу давно обещанной нам новой экономической политики, то в ближайшие 15 лет страну ждут серьезные преобразования.

Главный разработчик «Плана 2030» – Научно-исследовательский экономический институт Минэкономики (НИЭИ), которому помогают министерства и местные власти, а также специалисты Всемирного банка, ПРООН, Глобального экологического фонда и эксперты из Германии. Руководят процессом министр экономики Николай Снопков, помощник президента Кирилл Рудый и заслуженный строитель Петр Прокопович. Как предполагается, итоговый вариант стратегии 24 октября будет презентован на научной конференции, а к 3 ноября он поступит в Совет министров.

По мнению разработчиков документа, устойчивое развитие страны должно быть основано на трех «китах»: человек, экономика, экология. Главная цель – это человек, которому необходимо обеспечить высокие жизненные стандарты и условия для его развития. Чтобы этого достичь, необходима высокоэффективная экономика, основанная на знаниях и инновациях. При этом важно, чтобы деятельность человека не губила окружающую среду. Звучит красиво – предыдущий раз нечто подобное я читал в программе КПСС перед XXVIII съездом.

Так или иначе, но эксперты, разрабатывавшие проект, признали, что при нынешнем положении дел в стране достичь названных целей и задач очень сложно. Сперва придется подготовить соответствующую институциональную и экономическую базу. Это значит, что на практике «План 2030» будет реализован в два этапа. Сперва, до 2020 года, должны быть созданы необходимые условия и проведены возможные уже в этом периоде экономические преобразования. Ну а потом, с 2020 по 2030 годы, уже и будет, собственно, строиться новая экономика.

«Предварительные» преобразования начнутся с реформы госуправления. Авторы программы реформ предлагают сократить число министерств и ликвидировать их дублирующие функции, оставить министерствам исключительно роль регулятора. Их задача – заниматься созданием условий для развития экономики, вне зависимости от формы собственности – государственной или частной. А для этого министерства нужно лишить функций хозяйственного управления – их планируется передать специализированным компаниям по управлению госимуществом.

Также как можно быстрее должно быть внедрено индикативное планирование. Оно предполагает такой путь изменения условий, благодаря которому предприятия естественным образом придут к результатам, которых от них ждет правительство.

Одновременно, по замыслу НИЭИ Минэкономики, должна и далее развиваться рыночная система хозяйствования, предполагающая равный доступ к ресурсам для государственной и для частной сферы, свободное ценообразование на большинство товаров и услуг и обязательно – антимонопольное регулирование. Планируется сократить государственное субсидирование и перейти к финансированию, ориентированному на результат.

Также в ближайшие пять лет планируется продолжить модернизацию – ну кудаж без нее. Правда, теперь она (как предполагается) перестанет «назначаться», – объекты и направления модернизации будут определяться на основе приоритетности и конкурсности. Проще говоря, хочешь получить государственные деньги – начинай выпускать востребованный продукт, а не тот, который будет оседать на складах.

Эти структурные преобразования и станут платформой для построения эффективной экономики. Далее, с 2020-го по 2030-й годы, запланирован переход к социально ориентированной экономике знаний. Речь идет об экономике инновационного типа, где будут развиваться наука и высокотехнологичные производства.

Поскольку ресурсов Беларуси заведомо не хватит на воплощение в жизнь всех желаний и мечтаний, эти ресурсы предлагается распределить по отдельным «точкам роста». Такими, например, как фармацевтика, оптоэлектроника, высокоточное машиностроение, биотехнологии. Также приоритет будет отдан направлениям, ориентированным на развитие человека: будут развиваться здравоохранение, образование, культура. Наконец, активнее всего будут развиваться производства, для которых в стране есть сырье и которые в меньшей степени зависят от внешних поставок – деревообработка, производство комплексных минеральных удобрений, продуктов питания, переработка льна.

Программа Виктора Терещенко

Участник президентских выборов 2010 года, экономист Виктор Терещенко предлагает собственную программу экономического развития Беларуси. По его мнению, властям Беларуси нужно решить семь системных задач, что позволит переломить негативные теденции, избежать стагнации и достичь быстрого экономического подъема.

«Прежде нужно понять причины, по которым Беларусь, имея выгодное геополитическое положение и не меньшие природные ресурсы чем Япония или страны ЕС, проигрывает им, и даже членам Таможенного союза по конкурентоспособности производителей, – говорит Терещенко. – Причин в Беларуси, которые реально создают эту проблему, всего три. Первая – это условия финансирования национальной экономики. Экономики Японии и США обеспечены национальными деньгами больше чем на 300%, Великобритании – на 150%, зоны Евро – на 100%. В России аналогичный показатель около 50%, в Беларуси – всего 12%. То есть и стоимость кредитов в Беларуси намного выше, чем у конкурентов из других стран».

Как считает экономист, в развитых странах производства уже давно финансируются без использования банковских кредитов, привлекая деньги в обмен на акции. При такой схеме финансирования у производителей не возникает не только долга по кредитам, но и вообще долга перед кем-либо. А значит, конкурентоспособность продукции резко повышается.

В Беларуси же госпредприятия раньше акционировались за чеки, сейчас же деньги инвесторов, уплачиваемые за акции, поступают в бюджет. Предприятия от такого акционирования не получают ничего, кроме обязательств по выплатам дивидендов акционерам. То есть, чтобы развиваться, им снова нужны кредиты.

Вторая причина – налоговые условия. Налоги в Беларуси включаются в затраты производства и в цену продукции, что значительно снижает ее конкурентоспособность. Особенно вредит конкурентоспособности продукции НДС. В Китае и Японии налоги существенно ниже, а в США налоги производителями товаров, работ, услуг выплачиваются, в основном, из прибыли, что дает им преимущество на рынках. К тому же налоговая нагрузка в Беларуси выше, чем в других странах ЕАЭС (в Беларуси 38%, в России – 33%, в Казахстане – 25%). Сложнее в Беларуси и налоговое администрирование: по рейтингу Всемирного банка Беларусь на 133-м месте из 189 стран, Россия – на 56-м, Казахстан – на 18-м.

Третья причина – условия для инвесторов и мотиваций работникам. Персонал успешных предприятий в развитых странах участвует в конечном результате производства, в собственности на имущество и в контроле деятельности администрации. Владеть акциями национальных предприятий людям в развитых странах выгоднее, чем хранить валюту на банковских счетах. В Беларуси же этот механизм блокирован налоговой системой и практически не используется.

Отсюда и рецепт того, что нужно предпринять в Беларуси для перелома стагнации и достижения быстрого экономического подъема. Правительству и Национальному банку необходимо обеспечить системное решение семи взаимосвязанных задач:

1) стабилизацию национальной валюты относительно корзины иностранных валют, обращающихся в стране (доллар США, евро и российский рубль);

2) преобразование Нацбанка из кредитора национальной экономики в ответственного, рационального и грамотного инвестора, отвечающего за свой баланс и выпускающего деньги в обращение только обеспеченно (обменом на акции гарантированно эффективных, надежно гарантированных и застрахованных бизнес-проектов);

3) оптимизацию налогообложения производителей по критерию максимального содействия конкурентоспособности белорусского экспорта и максимизации национального дохода;

4) создание условий для хозрасчетного участия менеджмента и работников предприятий в прибыли и в развитии производства;

5) развитие фондового рынка и мотивирование населения к покупке акций отечественных предприятий;

6) страхование предпринимательских экспортных рисков;

7) защищенность руководителей предприятий от произвола и внесудебных преследований.

ОПРОС “ВИТЕБСКОГО КУРЬЕРА”


  • Константин

    Так у нас понятно что действующее правительство может предложить – налоги, налоги, налоги и ещё раз налоги, особенно на тунеядцев. Ну и конечно налоговые проверки – нарушил отберут всё, зачем что-то менять?