(На)логово для правительства

Антон Платов

Правительство Беларуси, не сумев обуздать в этом году инфляцию, готовится поправить финансовые дела за счет нас с вами. По мнению Министерства финансов, повышение налогов в Беларуси неизбежно. Мнением граждан по этому поводу никто не интересовался.

Тему повышения налогов белорусское правительство начало обсуждать еще летом – тогда, когда многим экспертам стало очевидно: в 2014 году не получится выполнить прогнозы ни по росту ВВП, ни по сокращению инфляции. Фактический запрет на приватизацию не отменен, стратегические инвесторы наши края по-прежнему обходят стороной, а нерадивые геологи не выполнили наказ президента – не нашли в Синеокой обильных залежей нефти, золота и алмазов. А значит, у правительства остается один способ брутального, «в лоб», пополнения бюджета – через повышение налогов. Причем одновременно как на частных лиц (подоходный налог), так и на предприятия (НДС), и на всех вместе (акцизы).

Повышение ставки подоходного налога – то есть того налога, который уплачивает каждый из нас, – с 12% до 13% предусмотрено в проекте закона о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Беларуси. Ранее в законопроекте такой нормы прописано не было, она появилась в обновленном варианте документа. Законопроект также предусматривает увеличение ставки акцизов на все группы подакцизных товаров. Об этом в начале сентября на заседании Президиума Совета Министров сообщил первый заместитель министра финансов Владимир Амарин.

Законопроект также предусматривает увеличение ставки акцизов на все группы подакцизных товаров. В частности, на алкоголь, в том числе на крепкий, – на 10%, на табачные изделия – на 15-30% с сохранением трех ценовых сегментов, что позволит увеличить налоговую нагрузку на более дорогие сигареты. Акцизы на автомобильное топливо предлагается поднять в среднем на 10% с дифференциацией ставок в зависимости от экологического класса. На другие группы подакцизных товаров – в среднем на прогнозный параметр инфляции, то есть на 12,5%. Ставки акцизов на пиво в целях стабилизации финансового положения пивоваренных заводов планируется сохранить на уровне 2014 года.

Дальше – больше. Планируется увеличить ставку налога на прибыль для банков и страховых организаций с 18% до 25%, поднять ставки земельного налога и налога на недвижимость в отношении неэффективно используемого государственного имущества. Кстати, ставки налогов, установленные в белорусских рублях, предлагается проиндексировать «с целью адаптации к инфляционным процессам». Это касается, в частности, земельного, экологического налогов, единого налога с ИП. В переводе с бюрократического на человеческий язык это означает «привязать к доллару США».

Но больше всего от налоговых инноваций достанется предприятиям. Причем как раз тем, которые пока еще работают «в плюс», показывая какую-никакую, а все-таки прибыль. Для предприятий предполагается повысить налог на добавленную стоимость (НДС) с 20% до 22%. В Министерстве финансов считают, что это повысит инвестиционную привлекательность Беларуси в связи с установлением наименьшей в Таможенном союзе, ЕЭП и европейских странах ставки налога на прибыль (ее предлагается снизить с 18% до 15%), а также усилит налоговое давление на импорт. Но признают, что после роста ставки налога предприятия столкнутся с недостатком оборотных средств из-за удорожания импорта и товаров внутреннего рынка. В итоге же НДС будет возмещаться продавцам покупателями – то есть нами, гражданами страны. Следствием всего этого, как констатирует Минэкономики, станет одномоментный рост розничных цен на товары, работы и услуги.

Ранее в Минфине Беларуси журналистам рассказывали, что повышение ставки НДС с 20% до 22% станет дополнительным стимулом для отечественных предприятий не отвлекать оборотные средства на приобретение импортных комплектующих про запас, а закупать их в объемах, необходимых для производства.

Пока в министерствах и ведомствах жонглируют цифрами, давайте посмотрим, как введение новых ставок налогов скажется на наших с вами кошельках. По расчетам экспертов проекта «Кошт урада», каждый работающий белорус в среднем заплатит в 2015 году в бюджет дополнительно около 1.165.000 белорусских рублей (116 долларов) – из-за повышения ставки подоходного налога и увеличения размера акцизов. Всего же на уплату подоходного налога и акцизов из кармана каждого работающего гражданина уйдет около 13 млн рублей (примерно 1.290 долларов).

А теперь добавим немного желчи. Как вы думаете, рост налогов в государстве – важная тема для его граждан? Я тоже думаю, что важная. А у нас в Конституции прописано, что важные решения принимаются с учетом мнения граждан, высказанного на референдуме. И где референдум? Где глас народа? Не, ну понятно же, что если опрос на тему повышения налогов в стране проведет газета «Советская Белоруссия» или телеканал ОНТ, то выяснится, что «за» увеличенные налоги – 115% граждан Беларуси… Это мы уже проходили.

Единственное, с чем могу примириться лично я, как гражданин своей страны (и даже поприветствовать), – это рост налоговой нагрузки на курильщиков и автомобилистов. Благодаря росту акцизов на табачные изделия на 15-30% поступления в бюджет могут вырасти до 4 821,3 млрд рублей. По данным Белстата, доля курящего населения в возрасте 16 лет и старше составляет 25,9%, или 2,33 млн белорусов. То есть в 2015 году каждый курильщик заплатит в казну в виде акцизов в среднем около 2,07 млн рублей.

Налоговая нагрузка на автомобилистов в 2015 году также возрастет. Акцизы на автомобильное топливо предлагается поднять в среднем на 10%, то есть поступления в бюджет могут возрасти до 9.467 млрд руб. Получается, что каждый автомобилист в среднем заплатит в бюджет через акцизы на топливо 2,5 млн рублей.


  • Николай Петрушенко

    Автору следовало бы знать, что предприятия перекладывают налоги типа НДС и акцизы на конечного потребителя, в основном на физических лиц: фабрики у нас пока не курят, заводы водку и пиво не пьют сами…

  • Ольга

    извините, гражданин своей страны, автор сего опуса, а рост цен на все, что доставляется вам с помощью автомобилистов вы, конечно, тоже приветствуете? Особенно в свете последних изменений в сфере ценообразования на топливо. Наверное, вы убежденный пешеход? Извините еще раз.