История витебского троллейбуса в картинках

Когда в нашем городе появились первые машины «с рожками», и где были их начальные маршруты (плюс инфографика об общем состоянии транспорта в стране)

Троллейбусное движение в Витебске было открыто 1 сентября 1978 года. В этот день в 11 часов 36 минут по улицам Витебска проехал в первый  троллейбус «001». Почетное право открыть первую очередь троллейбусной линии предоставили председателю облисполкома Шебеко И.А.  Первые пассажиры маршрута  были работники организаций, принимавших участие в строительстве троллейбусного депо и учащиеся 3 «Д» класса 31-й средней школы.

001

Вид троллейбуса 001. Фото forum.esmasoft.com

b8301407a86c

Троллейбус на маршруте “1”. Фото forum.esmasoft.com

Маршрут в те годы проходил по улицам Терешковой, Правды и Хмельницкого. Его длина была всего 8,4 километра. Расстояние от троллейбусного депо до площади Победы троллейбус проходил всего за десять минут. Но уже  в 1979 году первый маршрут был продлен еще на 4,4 км. Новый участок соединил площадь Победы с железнодорожным вокзалом, улицы Калинина и Кирова, а затем шел по улицам Ленина, Замковой и Кирова.
В 1980 году был сдан в эксплуатацию еще один участок маршрута – от троллейбусного депо до конца проспекта Фрунзе. Теперь протяженность первого маршрута составила 16,4 километра.

20111018_42994

Троллейбус на маршруте “2”. Фото transit.parovoz.com

13 октября 1980 года состоялся пуск четвертой очереди витебского троллейбуса. Новый маршрут №2 соединил железнодорожный вокзал с площадью Ленина по проспекту Кирова, улице Замковой и Ленина. Его протяженность составила 5 км.

ЗиУ-682В № 041.1998г..

Троллейбус на маршруте “3”. Фото forum.esmasoft.com

5 ноября 1983 года по улицам Витебска пошли троллейбусы, на которых стояла цифра «3». Новый маршрут соединил конец проспекта Фрунзе с железнодорожным вокзалом. Его протяженность составила 10,4 км.

Через 3 года в Витебске появились и троллейбусы под номером «4». Сначала в ноябре 1986 года был введен в строй участок от троллейбусного депо до Смоленского рынка, а год спустя – участок от депо был продлен до железнодорожного вокзала и проходил по ул. Терешковой, ул. П. Бровки, по проспекту Строителей, Черняховского, по улице Ленина, Замковой и Кирова. Общая протяженность четвертого маршрута составила – 28,4 км.

20090413_19754

Троллейбус на маршруте “4”. Фото transit.parovoz.com

Начало июля 1992 года ознаменовалось появлением маршрута № 5. Он начинался с железнодорожного вокзала, проходил по ул. Кирова, Замковой, проспекту Фрунзе и улице Лазо.

20101122_36797

Троллейбус на маршруте “5” взято с transit.parovoz.com

С середины марта 1995 года в Витебске появился еще один маршрут –  № 6. Он соединил железнодорожный вокзал с концом проспекта Фрунзе через улицы Кирова, Замковую, Ленина, проспекты Черняховского, Строителей, улицы П. Бровки и Терешковой.

dscn7271

Троллейбус на маршруте “6”. Фото Евгении Москвиной

Седьмой маршрут появился только спустя 9 лет, в 2004 году во время ремонта Кировского моста. Но после того как ремонт был закончен, маршрут упразднили и вернули его только в 2010 году.

dscn70531

Троллейбус на маршруте “7”. Фото Евгении Москвиной

В 2005 году был открыт и восьмой маршрут, который получился своеобразной смесью первого и второго маршрута. Он проходит по улицам Лазо, Фрунзе, Терешковой, Правды, Богдана Хмельницкого, Ленина. Его протяженность – 23,3 километра.

dscn7003

Троллейбус на маршруте “8”. Фото Евгении Москвиной

В 2013 году в нашем городе появились сразу 2 маршрута – «9» и «10». Девятый маршрут идет через проспекты Строителей, Черняховского и улицу Ленина. Десятый через ул.Терешковой, пр.Фрунзе и ул.Кирова. В отличии от уже имеющихся маршрутов, эти два захватывают новый микрорайон «Медцентр».

dscn7017

Троллейбус на маршруте “10”. Фото Евгении Москвиной

dscn7001

Троллейбус на маршруте “9”. Фото Евгении Москвиной

Кстати, а сколько перевозят троллейбусы в рамках республики? Точнее – сколько перевозит каждый вид транспорта? Наша инфографика.

Объемы перевозок транспортом 31102015

 


  • Kondrat Sahalyar

    Первоначально троллейбусы должны были появиться в Витебске в
    1966 году. В связи с чем же произошла такая задержка? С тем, вероятно, что в перспективе они должны были полностью вытеснить
    с улиц советских городов трамваи. Город Витебск с его богатой традицией трамвайного сообщения допустить этого не мог. Первыми
    противниками троллейбуса были супруги Даниловы, руководившие
    архитектурным процессом в 60-е и 70-е годы. Анна Юрьевна прямо говорила, что “троллейбус – это большой сарай, который и сам постоянно запинается на перекрёстках, и другим мешает”. Она была
    права, лишь к 1978 году, когда появились надёжные механизмы, удерживавшие токосьёмники на проводах, троллейбусу в Витебске
    было дано “добро”. При этом улицы Чкалова и Терешковой всё равно
    проектировались “под трамвай”. Зато теперь есть возможность увеличить на них количество полос.

    • Дмитрий Довгулевич

      Спасибо за интересный экскурс в историю!

  • Ольга Витебская

    Кондрат, Вас надо к нам в корреспонденты. Не желаете?

    • Kondrat Sahalyar

      Спасибо за предложение, но не желаю. Корреспондент связан с редакцией различными обязательствами, а
      стороннего комментатора ограничивает в мыслях и словах
      лишь этика и его собственная совесть. Я вот стараюсь при
      освещении исторических событий избегать цитат из энциклопедий, ставить акценты не на фактах, а на людях.
      А корреспондентов в “ВК” и так много, и без меня все молодцы!

      • Ольга Витебская

        Спасибо, очень приятно за добрые слова в наш адрес. Есть еще блоги, где можно вести свою рубрику и свободно высказывать свои мысли))

  • Владимир Иванов

    С номером 4 было как-то по-другому. Потому что долгое время – года три – он ходил от вокзала на Юга, и у него была конечная там, где сейчас проспект Победы между Ледовым дворцом и “Мегой”. И к 7 ноября года 89го троллейбус пустили дальше в сторону Телезавода.

    • Артур

      Никогда такого не было – наоборот, троллейбус 4 ходил от современной “Меги” на Бровки, Терешковой, Фрунзе.