Как звали Дедов (души предков) в дом, чем угощали и как провожали в разных местах Беларуси, а также как правильно вести себя за поминальным столом.
Ежегодно 2 ноября в Беларуси отмечается День памяти. Он был учрежден Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 и считается государственным Днем памяти.
В народе этот день называют Осенние Деды (Восеньскія Дзяды). Этот день православные отмечали на третьей неделе после Покрова, и в этом его срок — 7 ноября.
Поминальные дни душ предков — Деды — появились задолго до христианства и сохранили многие признаки дохристианской традиции. Они основаны на вере в загробный мир и нерасторжимой взаимосвязи душ предков с миром живых.
На протяжении 20 века, в условиях распространения всеобщего атеизма, членства в партии и комсомоле, традиция поминать своих предков на Деды не имела большого хождения в обществе. Однако и современное празднование Осенних Дедов в Беларуси уже редко проводится с тщательным соблюдением всех обрядов. Но все равно во многих селах и даже городах страны находится немало семей, которые отмечают данный праздник так, как и раньше.
Деды отмечались несколько раз в год: Масленичные, Радуницкие, Троицкие, Петровские, Воздвиженские, Покровские, Дмитровские.
Осенние Деды (Дмитровские, Великие, Осенины) — самые главные и нынче отмечаются в период с 1 по 11 ноября.
По поверьям в эти дни души умерших своей смертью (чистые) выходят из могил, чтобы вернуться в свои прижизненные жилища к потомкам на поминальную трапезу. В отличие от них грешные души, выходя из ада, могут только заглянуть потомкам в окно.
В некоторых районах Полесья покойников-мужчин поминали отдельно — в пятницу вечером, а женщин — в субботу. В Западной Беларуси не справляли Деды в новой хате, пока в ней кто-то не умрет.
В поминальный обрядовый день все домашние мылись в бане, оставляя немного воды и веник для Дедов, если кто затягивал с мытьем, то его торопили, чтобы допустил мыться » покойников».
Обычно на Деды оставляли открытыми ворота кладбищ, обязательно мыли окна, не закрывали задвижки дымоходов, чтобы душам предков легче было пробраться домой. А утром в субботу одевали праздничную одежду. В поминальный день воздерживались от интимных отношений и не занимались никакими работами, кроме приготовления пищи.
Правила приготовления поминальной трапезы
- начиная печь блины хозяйка первый блин еще горячим рвала на куски и раскладывала по всем подоконникам: «это дедам, деды придут»;
- предков нужно было хорошо угостить, иначе они нашлют неурожай и разные несчастья;
- количество блюд было разным, не обязательно нечетным, но при этом в некоторых селах соблюдали правило сьесть только три блюда и выпить только три чарки;
- обязательным поминальным блюдом была кутья — ранее из пшеницы, теперь — из риса с изюмом;
- среди поминальных блюд были также вареное и жареное мясо, клецки, кисель, горох с маковым молоком, крупник с грибами или рыбой и другие.
Поведение за поминальным столом
Дедов звали на трапезу стихами:
Святыя дзяды, завём вас,
хадзіце да нас!
Ёсць тут усё, што Бог даў,
чым толькі хата багата.
Просім вас: «Ляціце да нас!»
В некоторых районах дедов вызывали по именам.
Потом зажигали свечу и читали молитву.
Для предков на стол ставили специальную посуду: чарку, миску и ложку , куда каждый откладывал немного еды и отливал немного напитков. Во время трапезы не пользовались ножом, не держали подолгу в руке ложку, беседовали только о предках, вспоминали их хорошие поступки и советы. Начинался этот разговор с рассказа о самом старейшем и наиболее известном предке, а заканчивался воспоминанием об умерших совсем недавно. Так делали каждый год, постепенно передавая всю родовую информацию детям и внукам.
После общей трапезы из-за стола первым вставал самый старший член рода, так как бытовало поверье: кто первым на Деды из-за стола встанет, тот первым в этом году и помрет. Следовательно, пока самый старший член семьи не поднялся, вставать никому нельзя. По этому поводу часто и повторяли поговорку: «Не спяшайся паперад бацькі ў пекла».
На прощание Дзядам говорили: “Святыя дзяды! Елі і пілі — ідзіце да сябе!”.
Во многих местностях на столе оставляли остатки еды, полагая, что души предков будут лакомиться до утра. Остатки поминального застолья съедали сами, либо только причащались » чтобы зубы не болели», отдавали скотине, сжигали в печи, выливали на дрова, носили под плодоносящие деревья » чтобы воробьи сьели».
Как Дедов в Витебске поминали
31 октября активисты оргкомитета по созданию партии «Белорусская христианская демократия» и инициативы «За качественную медицину», как и в прошлом году, убрали заброшенные могилы, которые находятся почти что в центре Витебска, на так назваемых Клинах.
Захоронений тут не делается уже с середины прошлого века. Но кладбище постепенно превратилось в местный мусорник. И это несмотря на то, что совсем рядом находится исполком Октябрьского района Витебска.
Активисты собрали весь мусор и сложили его в одно место, чтобы работникам спецкомбината было легче осуществить вывоз, поскольку даже обойдя частный сектор, нигде не нашли контейнеров для мусора. Затем зажгли свечи и помолились за души усопших, лежащих в этом месте.
Координатор оргкомитета БХД Татьяна Северинец отметила:
Восень яшчэ пануе, лісце залатым дажджом асыпае могілкі, мінакі насцярожана праходзяць па сцяжынцы, спяшаюцца па сваіх справах, адзін дае параду смецце вывезці. Добра б было! Але нам гэта не па сілах і не па сродках. Вырашылі, што прыйшоў час нагадаць адказным за стан гарадскіх могілак аб іх абавязках. Вельмі балюча, што горад з велічнай і багатай гісторыяй так абыякава ставіцца да месцаў памяці. Гэта наступны крок нашых клопатаў.