Site icon Витебский Курьер

У Великого Комика были корни на Витебщине

Где жили и живут родственники Аркадия Райкина, почему комик стал комиком и поседел за один день. А также почему во время выступлений артиста в Америке люди плакали.

А вы не испытываете ностальгию по тем временам? Фото chtoby-pomnit.com

Начало биографии

Аркадий Райкин родился 24 октября 1911 года в Риге. За свои выступления в театре и в эстрадных концертах он был удостоен многочисленных званий и наград:

Дед Аркадия Райкина по отцовской линии происходил из маленького местечка под Полоцком, затерянного в лесах Белоруссии, и прожил до 94 лет. У деда Райкина было довольно много родственников на Витебщине. Например, в Шумилино жил Залман (Соломон) Райкин, который доводился каким-то братом отцу Аркадия Райкина. Во время войны Залман Райкин вместе со старшей дочерью Стерой и двумя маленькими внуками был расстрелян фашистами в поселке Сиротино Шумилинского района.

И теперь в Полоцке проживают какие-то дальние родственники по фамилии Райкины.
А внучка шумилинского Залмана – витебская пенсионерка Майя Щербаковская, приходится дальней племянницей Аркадию Райкину и до выхода на пенсию работала ведущим инженером витебского «Белторгпроекта».

Майя Щербаковская – витебская племянница Аркадия Райкина. Фото 2009 года

Отец Аркадия Райкина – Исаак Давидович Райкин работал лесным брокером в Рижском морском порту, а мама Елизавета Борисовна была домохозяйкой и занималась воспитанием детей.

Детские годы

В 1922 году семья Аркадия Райкина переехала в Петроград к родственникам на Троицкую улицу, где Аркадий пошел в 4-й класс 23-й городской школы. К тому времени, несмотря на свой юный возраст, он уже бредил театром и постоянно пропадал в стенах бывшей Александринки – Государственного академического театра драмы. В школе Аркадий посещал драматический кружок. Родители Райкина были настолько против актерской профессии сына, что юноше пришлось покинуть отчий дом, и в 1929 году он устроился работать лаборантом на Охтинский химический завод, не переставая мечтать о театре. Райкин жил в общежитии завода, и, заработав необходимый годовой рабочий стаж, поступил в 1930 году в Ленинградский институт сценических искусств на факультет кино. Родители Аркадия считали профессию актера несерьезной и неспособной принести реального заработка. Но, несмотря на это, Аркадий Райкин со студенческой скамьи начал выступать на эстраде, преимущественно в концертах для детей.

В 1935 году Райкин окончил институт, и по распределению почти весь его курс попал в Ленинградский ТРАМ (Театр рабочей молодежи), вскоре переименованный в Ленком. В этом театре Райкин был занят сразу в нескольких спектаклях: «Дружная горка», «Начало жизни», «Глубокая провинция» и других постановках.

Ленком, где работал Райкин, знают все завзятые театралы и из разных стран мира. Фото russiatr.ru

Начало творческой карьеры

Дебют Райкина в кинематографе состоялся в 1938 году – он снялся в картинах «Огненные годы» и «Доктор Калюжный», вышедших на экраны страны в 1939 году. Однако ни удовлетворения, ни зрительского успеха эти роли молодому актеру не принесли, поэтому все свои силы Райкин отдавал эстраде. Он выступал с эстрадными номерами в Домах культуры, Дворцах пионеров, с лета 1938 года начал заниматься конферансом. Буквально с каждым днем его талант креп и привлекал к себе внимание многочисленной публики.

Райкин уверенно шел к своему триумфу. Его стали записывать на радио, и самое главное – он стал одним из руководителей Ленинградского театра эстрады и миниатюр.
Аркадий Райкин вспоминал:

Мне Сталин четырнадцать раз подряд аплодировал. И все четырнадцать — вставал. 

Бывший Ленинградский театр эстрады и миниатюр. Фото b1.culture.ru

Великий комик и великий забытый

Во время Великой Отечественной войны Райкин и его труппа были желанными гостями на фронте. Именно тогда артист стал активно включать в свои выступления политическую сатиру.

В 1942 году Аркадий Райкин оказался с гастролями на Малой земле, где познакомился с полковником Леонидом Брежневым, будущим Генсеком.

В 1950-е годы с участием Райкина вышли спектакли «Любовь и три апельсина», «Человек-невидимка» и «Белые ночи». В новых спектаклях Райкин стал намного сатиричнее, что было отмечено на страницах центральных газет. В конце 1950-х годов Райкин и его театр отправились в свои первые зарубежные гастроли. Успех этих выступлений был не менее громким, чем на Родине, и в 1964 году на английском телевидении режиссер Джо Маграс снял фильм о Райкине и его коллективе. А в 1975 году о знаменитом комике сняла документальный фильм М. Голдовская:

https://youtu.be/x4iPKp1riEQ

В 1960 году в Ленинграде Райкин познакомился с молодым драматургом из Одессы Михаилом Жванецким, учившемся в Одесском институте инженеров морского флота и активно принимавшем участие в студенческой самодеятельности. В 1961 году Райкин включил в свой спектакль первую интермедию Жванецкого под названием «Разговор по поводу», а через три года после этого молодой драматург был привлечен к работе над новой программой для театра Райкина. В 1967 году эта программа получила название «Светофор». Именно в этом спектакле впервые прозвучали в исполнении Райкина легендарные миниатюры «Авас», «Дефицит» и «Век техники». В том же году Жванецкий был принят в штат театра сначала в качестве артиста, а затем заведующего литературной частью. Однако их совместное творчество с Райкиным длилось недолго, и в начале 1970-х годов они расстались.

А в 1970 году осенью столичный Театр эстрады посетил секретарь Волгоградского обкома партии, и ему очень не понравилось, что представляет на сцене Райкин и как на это реагирует народ. Разгневавшись, вмиг накатал в ЦК донос. Когда через неделю артиста вызвали в ЦК, то посоветовали Райкину «поменять профессию»… Последовал очередной инфаркт, после которого Райкин стал белым как лунь… Выйдя из больницы, Аркадий Райкин узнал, что и Москва, и Ленинград для его коллектива закрыты. Местом их длительных гастролей определили Петрозаводск. Только к осени 1971 года позволили артисту возвратиться из ссылки в родной город – может, потому, что приближалось его 60-летие.

Через пару лет отношение официальных властей к Райкину несколько изменилось в лучшую сторону. В 1974 году на ЦТ начались съемки сразу двух фильмов с участием Аркадия Райкина: «Люди и манекены» и «Аркадий Райкин».

Комик, от которого плакали

У Райкина было потрясающее чувство языка, безукоризненный слух, он схватывал и запоминал труднейшие фразы, обороты. В ГДР он играл на немецком, в Румынии – на румынском, в Болгарии – на болгарском, в Польше – на польском, в Чехословакии – на чешском, в Венгрии – на венгерском, в Англии – на английском. А его «бюрократы», которых он переиграл в жизни несчетное количество, были признаны в Англии своими. И в одной лондонской газете Райкина критиковали за то, что он приехал критиковать их бюрократию.

В 1981 году театру Райкина было разрешено переехать в Москву. Вскоре свет увидели и первые спектакли, теперь уже московского театра Райкина: «Лица» и «Мир дому твоему». Несмотря на то, что Райкину в те годы уже перевалило за 70 лет, он превосходно держался сцене, хотя силы его истощались и он часто и подолгу болел.

Незадолго до смерти Райкин поехал в турне по Америке. Говорил на сцене он уже тихо, но все равно это был тот самый, всеми любимый Райкин, которого все русскоязычные американцы прекрасно знали. И где бы Райкин ни выступал, везде, лишь только он появлялся на сцене, зрители в зале вставали и… начинали плакать. Они понимали, что больше живым этого великого артиста они уже не увидят.

Вернувшись, он сыграл еще 14 спектаклей «Мир дому твоему» (последний был 300-м по счету), а после этого попал в больницу. Навестившей его там дочери Екатерине Райкин сказал :

Для меня очень важно подумать о том, с чем я завтра выйду на сцену. Надо решить, о чем говорить зрителю, когда все позволено

Он думал о будущем, не понимая, что его дни были сочтены.

Скончался великий комик 20 декабря 1987 года на 77-м году жизни и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. С 1987 года Государственный театр миниатюр в Москве стал театром «Сатирикон», а в 1991 году решением правительства Москвы театру было присвоено имя Аркадия Райкина.

Райкин,  корни которого на нашей витебской земле, – это почти полувековая история сатирического и юмористического разговорного жанра на советской эстраде.
По мнению Геннадия Хазанова:

Аркадий Райкин – это не просто конкретный человек, это понятие, символ, это, если хотите, явление… Мне довелось видеть не так уж много артистов этого же жанра, что и Райкин. Таких артистов вообще очень мало в мире. Но, кроме того, я честно скажу, что не видел и не знаю ни одного артиста, который по мощи, по силе дарования и обаяния, по совершенно магнетическому воздействию на зал мог бы приблизиться к Райкину хоть на какое-нибудь расстояние. Пускай это не покажется громко сказано, честно говоря, нам всем также далеко до него, как до ближайшей планеты Солнечной системы.

Exit mobile version