Результаты наблюдений за осенней ярмарочной торговлей: цены, люди и развлечения.
В октябре прошлого года, посетив торговые ряды на ярмарке в горпосёлке Коханово, я попытался ответить на всегда актуальные вопросы: Что? Почём? Откуда ? И почему?
Нынешний старт ярмарочной торговли явно прошёл под знаком “Дорого!” Это слово чаще всего звучало на центральной площади городского посёлка. Чтобы убедиться в справедливости такого оценочного суждения, достаточно напомнить прошлогодние цены и сравнить их с реалиями сегодняшнего дня.
В прошлом году я представил на обозрение читателей фотоснимки, иллюстрирующие цены ( в рублях за килограмм):
капуста по 3000 – 3500 рублей
картофель – 3500
яблоки – 6700
карп – 29 000 – 39500
толстолобик – 20000
Ныне цены вроде бы и стоят, но кошелек покупателя пуст. И он недоволен… Даже тогда, когда капусту ему предлагают дешевле прошлогодней цены.
Отборные клубни опытный продавец со стажем выращивания картофеля почти 10 лет расфасовал в сетчатые мешки, гарантировав каждому покупателю бесплатную доставку к месту назначения. Всё, на первый взгляд, хорошо. Но дьявол как всегда кроется в деталях. Имея в наличии картофель белорусской селекции сорта Уладар, хозяин подворья спрятал клубни чемпиона Европы по содержанию крахмала (27 – 30 %)… среди других менее ценных сортов.
О пользе прошлогодней критики
Просмотрев собственную прошлогоднюю публикацию, с удовольствием сообщаю о деловой реакции на ту давнюю критику рыбоводов Витебщины. Год назад я специально подчеркнул отсутствие в торговых рядах живой рыбы из водоёмов нашей области.
Если с реагированием на критику дела так конструктивно пойдут и дальше, то через год я представлю фото, а наши читатели увидят красочное оформление рекламы этой товарной продукции Сенненского предприятия мелиоративных систем.
Яблоневый рай ярмарки
Делом отозвались на прошлогоднюю критику и садоводы Толочинщины. Год назад их отстутствию в торговых рядах я посвятил специальную главу Ау! Садоводы! Где Вы?
Тогда единственным снимком по этой теме был ценник на яблоки (6700руб. за кг) местного консервного завода. В этом году (вы не поверите!) яблоки распродавались дешевле.
Перечень продукции этого промышленного сада впервые дополнили плоды груши позднего срока созревания. Жаль, но приходиться констатировать: научившись выращивать груши, наши садоводы пренебрегают рекламой наименований лучших сортов своей весьма качественной продукции.
О царстве Берендея
Толочинщина – край лесной. И эту тему прекрасно раскрыли на подворье Волосовского сельсовета.
О главных массовиках – затейниках
Коренное отличие нынешней ярмарки от прошлогодних праздников в том, что новый глава исполнительной вертикали района, видимо, с учётом опыта проведения фестиваля Дожинки-2015 ставку сделал на территориальное самоуправление. Каждому сельсовету было в добровольно-принудительном порядке предложено подготовить и реализовать собственный оригинальный проект. И это оправдало себя! Мы увидели на ярмарке новые лица, новые веяния. Особенно ярко проявил себя Толочинский сельский совет, возглавляемый Борисом Закржевским.
О возрастающем значении Интернета для ярмарочной торговли
Год назад я отметил роль Интернета в рекламе проведения ярмарки. В этом году представляю еще одно доказательство справедливости этого вывода. Благодаря предварительной публикации о предстоящей ярмарке во всемирной паутине, в Коханово заглянула группа столичных велотуристов, отклонившаяся от маршрута Толочин – Орша ради знакомства с ярмаркой.
О парадоксах формирования цен на ярмарке
Внимательно наблюдая за процессом купли-продажи в торговых рядах, прихожу к выводу, что основную роль в формировании смешных цен предлагаемых товаров сыграли несколько факторов.
С одной стороны, так называемые рекомендуемые сверху цены. О существовании этой невидимой руки неизвестного нам дирижёра подтверждает фото.
В этом году на Толочинщине, если верить официальным цифрам, озвученным на Дожинках, собран невиданный в последнее время урожай. Местный элеватор забит зерном под завязку. Но оптовые покупатели зерно приобретать не спешат. В соседнюю Россию и на оршанское предприятие «Экомол», как недавно признал один из руководителей сельхозпредприятия района, пшеница тысячами тонн уходит по цене всего 1500 рублей за килограмм и без гарантии оплаты за поставленное зерно. А на ярмарке старушкам для курочки-рябы пшеница предлагается почти в три раза дороже! Ну и где сбалансированный результат спроса и предложения?