Фантастические миры Людмилы Вороновой

В Витебском художественном музее открылась выставка «Полёт в мире грёз», наполненная духом таинственного космизма и мистицизма.

Выступает куратор выставки Михаил Цыбульский

Выступает куратор выставки Михаил Цыбульский

В связи с открытием новой выставки отметим примечательную тенденцию, ставшую характерной для Витебского художественного музея. Она заключается в возвращении имён уже ушедших художников, для широкого зрителя мало известных, или не известных вообще. Имя Людмилы Вороновой, жизнь которой оборвалась в 1997 году в возрасте 52 лет вследствие неизлечимой болезни, действительно, не является широко известным витебскому и белорусскому зрителю. Возможно, творчество художницы не было столь своевременным для советской эпохи с её культивированием массового энтузиазма, для перестройки и её наивных лучистых надежд, и для постперестроечного времени с присущей ему коммерциализацией ценностей. Однако оно возвращается в нынешний период с его зыбкостью существования, наполненностью социальными кризисами и катаклизмами и саморазоблачением хищнических ликов традиционных форм духовности, прошедших через инфернальные мутации «возрождения».

Людмила Воронова. Вулкан. Начало 1990-х гг.

Людмила Воронова. Вулкан. Начало 1990-х гг.

Потому в эпоху, характеризующуюся своим эсхатологическим духом, творчество Людмилы Вороновой становится актуальным. Тем не менее, мы не можем не отметить и совершенно реальных нынешних представителей культурной общественности города, проделывающих столь значительную работу для восстановления памяти о тех, кто уже покинул наш мир. Это и коллектив Витебского художественного музея, и сотрудники Отдела литературы по искусству Витебской областной библиотеки, и, конечно же, куратор данной выставки, как и многих подобных других, доцент кафедры изобразительного искусства Витебского государственного университета, искусствовед Михаил Цыбульский. Художник Феликс Гумен на открытии экспозиции, которое состоялось 4 сентября, отметил, что такой неутомимый труд известного витебского искусствоведа, быть может, и не является благодарным в сиюминутной ситуации. Однако это весьма благодарно в исторической перспективе как память об ушедших людях, многие работы которых, к сожалению, уже безвозвратно утрачены. Кстати, на открытие выставки «Полёт в мире грёз» собралось большое количество посетителей, что свидетельствует о неугасаемом интересе к творчеству Людмилы Вороновой, преодолевающем барьеры исторического времени.

На открытии выставки

На открытии выставки

Остановимся на некоторых значимых особенностях произведений Людмилы Вороновой, характеризующих содержательный характер её работ. Многие картины художницы выполнены на чёрном фоне, что соответствует выражению глубины Космической Ночи. Метафизически ночь соответствует женской стороне мироздания, Вселенской Возможности, Непознаваемому, предельным и неизследимым глубинам Бытия, миру Тёмных Матерей. В то же время ночь, согласно традиционным учениям, благоприятствует наиболее глубокому познанию запредельного, способствует наибольшей сосредоточенности и концентрации внимания. Хотя с ночью связывают такие проявления человеческих состояний, как ощущение одиночества и глубокой тоски, следует понимать, что эта тоска выражает стремление к трансцендентному, а одиночество говорит о душе, предстоящей невозмутимой бездонности космической жизни. Таким образом, подчёркнуто «ночное» творчество Людмилы Вороновой является не столько выражением отчаяния и космического сплина, что могло бы показаться, исходя из внешней, весьма непростой биографии художницы, но выявлением её личного гнозиса.

Людмила Воронова. Чужой мир. 1993 г.

Людмила Воронова. Чужой мир. 1993 г.

Примечательно, что по происхождению Людмила Воронова обладала греческими корнями. И это выразилось как в тематике конкретных работ (например, «Мальчик с птицей», «Артемида»), так и в выявлении в собственном творчестве одного значительного женского архетипа, которому в полной мере соответствовала её личная природа. Здесь мы становимся свидетелями гармонического единства глубинной индивидуальности и творческого акта, пусть картины и могут выражать состояния тоски, тревоги, отчаяния, столь актуальные во время перехода души через «тёмную ночь Апопа». Этим архетипом, выраженным в древнегреческой традиции, является богиня Никта (Νύξ, Νυκτός), персонификация бездны ночи. Данный образ связан с прорицанием, тайными силами жизни и смерти, первопричиной противоречивой динамики бытия, постижение глубин которой приносит умиротворение и покой. Практически все женские образы в картинах Людмилы Вороновой являются вариациями на тему Никты, они проходят через сияющую тьму мироздания, осуществляя немыслимый интегративный гнозис.

Людмила Воронова. Предвосхищая будущее. 1980 - 1990-е гг.

Людмила Воронова. Предвосхищая будущее. 1980 – 1990-е гг.

Отсюда очевидно, что фантастическое в картинах художницы не являлось исходящим из простого фактора её увлечённости произведениями писателей-фантастов. Ибо даже в случае вдохновения фантастической литературой Людмила Воронова создавала работы, наполненные аллегориями, символизмом и мистицизмом. Постигая многоликие манифестации «тёмной стороны Рая», художница выразила в своих картинах неисчерпаемое богатство и глубину проявленного, неисповедимые пути странствий души, взыскующей познание. Причудливые фантастические животные в её работах выражают таинственные внечеловеческие идеи. И даже натюрморты в этом отношении не выглядят стилистически другими, ибо являют красоту и богатство даров, будто бы волшебным образом возникших из недр хтонической бездны. Творчество замечательной представительницы Витебской художественной школы, окончившей витебский худграф, предстаёт свидетельством глубочайших духовных поисков и неутомимого следования по нехоженым путям мироздания.

Людмила Воронова. Фантастический зверь. 1980 - 1990-е гг.

Людмила Воронова. Фантастический зверь. 1980 – 1990-е гг.