в областной библиотеке прошла Пятая международная научно-практическая конференция «Витебский край»
21 ноября в Витебской областной библиотеке имени Ленина прошла Пятая международная научно-практическая конференция «Витебский край», посвященная Году малой родины. На конференции был заявлен 61 доклад историков, краеведов, музейных работников и преподавателей из Беларуси, России, Украины и Латвии.
После торжественного открытия в актовом зале на первом этаже областной библиотеки, участники конференции отправились работать по четырем секциям, где делали доклады по историческому, литературному и религиозному краеведению, а также искусствознанию. Конференция закончилась в 16 часов.
В залах областной библиотеки прозвучало много интересных докладов, но самыми запоминающимися были выступления о жизни и творчестве выдающегося белорусского гравера и просветителя XVII века, уроженца местечка Дубровно Василия Кореня, напечатавшего в 1692-1696 годах «Библию бедных» с восхитительными иллюстрациями, выполненными в народном стиле.
О жизни нашего выдающегося земляка рассказали в докладах президент Академии народного искусства (город Москва) Виктор Пензин, кандидат искусствознания Людмила Вакар и краевед Михаил Лещинский. Был также зачитан доклад московского искусствоведа Антонины Сакович, отдавшей несколько десятилетий изучению творчества Василия Кореня.
По словам Людмилы Вакар, автор «Библии бедных», хоть и печатал книгу в Москве, использовал в создании иллюстраций воспоминания детства, прошедшего на белорусской земле. На библейских картинках – простые люди в костюмах, не характерных для Московского царства, зато бытовавших в Великом Княжестве Литовском. Это и строители, и пахари, и женщина в наметке (народном белорусском головном уборе, скрывавшем волосы).
Интересно, что рядом с изображениями людей в «Библии бедных» присутствуют изображения фантастических животных. Например, на двух оттисках можно увидеть жуткого монстра с телом змеи, крыльями и человеческими руками.
Подобные создания – цмоки – традиционные персонажи народного фольклора Витебщины, о которых рассказывали в своих книгах Ян Барщевский и Николай Никифоровский. В основе этих легенд, широко распространенных в Северной Беларуси, возможно, лежали языческие обряды поклонения змеям. Некоторые краеведы считают, что цмоки реально существовали в древности.
В народных легендах Витебщины чудовище ведет себя совсем как человек. Считалось, что если летающего дракона приручить, то он будет приносить в хозяйство деньги и еду. Видимо, для этого существу и нужны были человеческие руки, изображенные Василием Коренем.
Цмоки уже успели стать одним из туристических брендов Витебщины. Недалеко от Новолукомля находится Змеев камень, ставший местной достопримечательностью. А в Лепеле, на берегу озера, стоит памятник цмоку с лошадиной головой, который, как считается, обитал здесь.
Как вывести дракона в домашних условиях. Тайна петушиного яйца.
В Витебске прошла конференция, посвященная истории региона и независимости Беларуси.