В Витебске прошла конференция, посвященная истории региона и независимости Беларуси

«Хто робіць наша нянашым?»

Витебск иногда называют «российским» из-за нашей географической близости к стране-соседке. В октябре во время Форума регионов Александр Лукашенко даже сказал, что «Могилев, Витебск — это такие города, которые вообще не отличаются от российских городов». С другой стороны, именно в Витебской области находится самый старый город нашей страны, а Витебск считается древнейшим из всех областных центров.

Истории Витебской области и независимости Беларуси посвятили конференцию «Беларуская дзяржаўнасць. Гісторыя і сучаснасць», которая прошла 5 января в областной библиотеке имени Ленина. На мероприятии выступили историки и краеведы из Витебской области и Минска: Сергей Тарасов, Нина Стужинская, Игорь Тишкин, Михаил Болтович, Игорь Казмерчак, а также политолог Андрей Ляхович.

В начале конференции хором исполнили гимн «Магутны Божа». Фото Анастасии Вереск

Собрался полный зал людей. Фото Анастасии Вереск

Сергей Тарасов, кандидат исторических наук, отметил, что государственность появляется одновременно с городами, другие важные условия — это наличие внутренней экономики, народа, который понимает друг друга, и культуры в виде религии. О том, что люди уже в Полоцком княжестве «усведамлялі», что они белорусы, историк объяснил на примере Рогнеды.

Когда Рогнеда замахнулась на жизнь Владимира, на вопрос удивленного киевского князя «За что?», она ответила: «За то, что ты моего отца убил, земли его отобрал, а теперь не любишь ни меня, ни детей наших».

Задумайтесь: Рогнеда, кем бы она ни была, кем бы ни был Рогаволод, пришел он из-за моря, был варягом или славянином, но они уже себя ощущали в Полоцке не просто хозяевами, а считали эти земли своими, родными. 

Сергей Тарасов. Фото Анастасии Вереск

Сергей Тарасов пояснил, что термины «единый древнерусский язык, народ и государство» не встречаются ни в одной летописи, источнике или хронике, его начали использовать только в XIX веке историки в Российской Империи, чтобы подчеркнуть единство народов.

Историк объяснил: говорить, что белорусский язык появился XIV-XV веке — это большая ошибка, а первые его приметы появились еще на кресте Ефрасиньи Полоцкой. Например, это единственная Ефросинья, которая писала свое имя как «Офросинья».

Полоцк литераторы письменности

Ефросинья с крестом на декорациях к 100-летию белорусской письменности. Фото Владимир Борков

Еще один интересный вопрос: откуда в Беларусь пришло христианство?

Известно, что первый епископ, руководитель местной церкви, появился в Полоцке только в начале XII века, а в то же время Софийский собор построили в середине XI века. Все это время он стоял без дела? 

По мнению Сергея Тарасова, если в Полоцке не было киевских, а значит и константинопольских священников, значит христианство могло прийти к нам из Македонии, Сербии или Болгарии, где существовала автокефальная церковь.

Кандидат исторических наук Нина Стужинская, посвятила свое выступление истории БССР.

Рассматривая архивы репрессивных органов, я заметила, что много места там занимают тюремные дела так называемых «отцов БССР». Советская версия показывает, что БССР была всенародным счастьем, формой государственности. Но если смотреть альтернативные источники, все выглядит совсем иначе.

Но в тяжелое время Первой мировой войны политическая элита сделала все возможное, чтобы провозгласить БНР.

конференция

Нина Стужинская. Фото Анастасии Вереск

Историк напомнила, что на просьбы белорусских представителей Ленин ответил про БССР так: «Республика — буферная и нужна постольку, поскольку граничит с другими странами».

По мнению Нины Стужинской, под большим вопросом находится легитимность страны, так как до сих пор неизвестно, сколько делегатов принимали решение о создании БССР, кто они были и как их собрали, а манифест из 17 членов правительства подписали только пятеро.

Позже, по историческим материалам, самыми ярыми противниками белорусской государственности выступили именно витебские коммунисты.

Если посмотреть на историю создания БССР через судьбы людей, становится очень грустно и праздник ставится под большой вопрос. Из 17 членов правительства 2 покончили с собой, 11 исчезли во время «чистки», один был расстрелян сразу, один погиб при неизвестных обстоятельствах и, кажется, только 2-3 человека умерли своей смертью. Так что, можно взвесить в этом событии позитив.

С другой стороны, по мнению историка, БССР обозначила границы страны, номинально имело свое правительство, армию, МИД. И хотя ее государственность была очень ограничена, в 90-е годы на этой базе уже можно было объявить независимость Беларуси.

Дмитрий Казакевич. Фото Анастасии Вереск

Журналист Дмитрий Казакевич в своем выступлении «Кто делает наше ненашим (7 цифр про СМИ)» обратил внимание на белорусский язык как важный атрибут государственности и наглядно показал, как выглядит ситуация с его популярностью в СМИ. Вот первые из семи цифр:

По материалам выступления «Кто делает наше ненашим (7 цифр про СМИ)». Инфографика Анастасии Вереск

Журналист отметил, что самые популярные новостные сайты в Витебской области пишут преимущественно на русском языке. А если брать в расчет не только, где мы смотрим новости, но и что именно мы смотрим, оказывается, что 80% телеканалов в расширенном пакете одного из местных провайдеров частично или полностью использует русский контент. Правда, если доля оригинальных передач у некоторых национальных каналов составляет всего 10-20%, то местный телеканал «Витебск» имеет почти 100%.

По мнению Дмитрия Казакевича, повлиять на ситуацию можно только своими силами, если читать, смотреть и слушать «свое», договариваться с местными провайдерами об изменениями в пакетах или изготовлять и продавать свой контент.

Читайте также на нашем сайте Меркаванне віцебскага гісторыка: «Трагедыя айцоў БНР у тым, што яны апярэджвалі свой час».

РЕКЛАМА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *