даже если весь рабочий день, не отрываясь, заполнять только бумаги, все равно не успеешь
Профессиональный праздник, Международный день социального педагога, отмечали вчера специалисты, которые работают в школах, в детских садиках, социально-педагогических центрах, территориальных центрах социального обслуживания и в других организациях.
Готовят будущих социальных педагогов, в том числе, и в ВГУ. Причем желающих получить эту специальность не так уж и мало. Конечно, такой конкуренции, как на «Психологии» (4 человека на место в этом году) нет, но небольшой конкурс (1,2-1,9 человека на место) стабильно держится уже несколько лет.
После окончания университета выпускники чаще всего отрабатывают распределение в школах, а затем многие меняют сферу деятельности.
Почему молодые специалисты нередко разочаровываются в выбранной профессии, мы поговорили с Елизаветой (имя девушки по ее просьбе изменено), которая трудится социальным педагогом в одной из школ Витебска.
По словам Лизы, рабочее место в областном центре она нашла сама. На факультете, как правило, предлагают распределение в различные учреждения области, а девушка решила, во что бы то ни стало остаться в Витебске. Впрочем, это было не так уж и сложно: места есть, потому что в этой сфере постоянная текучка.
Сама работа, в принципе, не такая уж сложная, проблема в том, что для того, чтобы выполнять ее качественно и в срок, не хватает рабочего времени, – рассказала Лиза. – В целом, 25% моей деятельности – это работа с семьями, которые состоят или состояли в СОПе, еще 25% – индивидуально-профилактическая работа с детьми и подростками в инспекции по делам несовершеннолетних, 10% – организация общих профилактических мероприятий, а оставшиеся 40% – бумажный оборот. Даже если весь рабочий день, не отрываясь, заполнять одни документы, все равно не успеешь.
Девушка рассказала, что по вечерам ей нужно посещать семьи, в отношении которых проводится социальное расследование или которые состоят или находились ранее в социально-опасном положении. По правилам, такой контроль осуществляется два раза в месяц, а по результатам посещения готовится акт обследования.
Чаще всего родители относятся с пониманием к моим визитам, – отметила социальный педагог. – Как правило, агрессивно ведут себя мамы новорожденных. Нам регулярно присылают списки младенцев, которые по территориальному принципу закреплены за нашей школой, и мы обязаны прийти и обследовать условия: нет ли антисанитарии, куплена ли кроватка и все необходимое для младенца.
Вот тогда и приходится выслушивать что-то вроде: «Зачем вы пришли, ребенок только родился, нам в школу через семь лет» или «У меня грудное молоко течет, а вы тут шляетесь». Мы же стараемся успокоить молодую маму, беседуем с ней, рассказываем, если она не знает, какие документы нужны для получения пособия и т.д.
По словам Елизаветы, социальные педагоги, которые работают в Октябрьском районе нашего города, обязаны посещать и семьи, которые раньше состояли в СОП. Из своего опыта Лиза рассказала, что, к сожалению, исправляются не все, есть и такие, что год вели себя неплохо, а затем вновь сорвались.
Алкоголизм родителей или социально-бытовое насилие на фоне приема алкоголя – самые частые причины, по которым семью могут поставить в СОП, – отметила Лиза. – Одно дело, если желанный ребенок, но затем происходит какой-то переломный момент. Например, умирает мать одного из супругов, и один или сразу двое молодых родителей начинают пить и сами не могут выйти из этого состояния. И совсем другое, когда людям изначально ребенок был не нужен.
По мнению Лизы, социальный педагог должен быть устойчивым к стрессу, любить свою работу и находить в ней положительные моменты. Сама девушка к «плюсам» относит хороший коллектив коллег, понимающее руководство школы и отдела образования и не самую плохую для Витебска зарплату – более 600 рублей для начинающего специалиста. Но при этом на вопрос, как долго она собирается работать в этой должности, признается, что пока не решила.
Я немало общаюсь с коллегами из других школ и детских садиков и уверена, что быть социальным педагогом в саду гораздо легче. Поэтому, по моему мнению, сначала нужно направлять специалистов на работу в школу, а потом на отдых – в детский сад, – подытожила Елизавета.
Молодой учитель: «Даже не представляю, как можно всю жизнь проработать в школе».