как это было
Пронесшийся над Глубокским районом в ночь на 20 августа ураган всколыхнул белорусские новостные ленты и социальные сети. Однако такая разрушительная стихия для Беларуси – увы, далеко не редкость.
Расскажем о трех самых запоминающихся ураганах, случившихся на Витебщине в первой половине ХХ века.
1. Ураган 1927 года, едва не оставивший индустриализацию.
При слове «ураган» в наши дни чаще всего вспоминают смерч, пронесшийся над Беларусью в июле 2016 года. Но за 89 лет до этого нашу страну накрыла не менее жуткая стихия, последствия которой широко обсуждались в тогдашней прессе.
Вечером 12 июня 1927 года на Бобруйщину, Могилевщину и Оршанщину опустилось ровное серое облако. Откуда ни возьмись, налетел смерч, поднимая в воздух пыли и черную землю. Крестьяне поначалу подумали, что начался большой пожар, кое-где даже поднялись по тревоге пожарные. По рассказам очевидцев, воздушный столб крутился, как карусель. Особый ужас вызвали раскаты грома без молний, а также перемещавшиеся с большой скоростью вверх-вниз и в разные стороны облака.
Больше всего от смерча пострадал Осиповичский район тогдашнего Бобруйского округа. Были стерты с лица земли деревни и хутора, раскиданы, как игрушки, железнодорожные вагоны, уничтожены сады, а колосья в полях побелели.
Прошелся ураган и по тогдашнему Оршанскому округу, где в те дни велись работы по подготовке к сооружению Осиновской электростанции (современная Белорусская ГРЭС в Ореховске). Как сообщила 21 июня 1927 года газета «Известия»,
В ремонтируемом поселке Выдрица многие здания совершенно испорчены, вместо них строятся новые дома. Размыв дорог вызвал затруднения в подвозе материалов.
Природная стихия чуть было не остановила постройку первой в Беларуси крупной электростанции, а с ней – и индустриализацию страны.
20 июня 1927 года ураган повторился уже в Витебском округе. Ветер сопровождался обильным ливнем и градом, из берегов вышла Западная Двина. Всего в БССР пострадало тогда 55 тысяч га посевов. Правительство оказало пострадавшим районам помощь семенами и кредитами, выплатило крупные страховые суммы.
2. Оршанский ураган 1929 года.
Страшный ураган пронесся над Оршей 6 сентября 1929 года. Фотографии его последствий опубликовала газета «Рабочий».
Ветер оборвал телеграфные, телефонные и электрические провода, вырывал с корнем деревья. Особенно сильно бушевала стихия в поселке железнодорожников станции Орша. Здесь были повреждены 60 жилых домов, с которых сорвало крыши, печные трубы. Общая сумма убытков была оценена в 25 тысяч рублей.
На запасных путях станции Орша-восточная ураган разметал балластный поезд из 47 вагонов. 17 вагонов не подлежали восстановлению после удара стихии.
Не обошлось и без жертв: погиб 15-летний мальчик, сын железнодорожного служащего, была смертельно ранена старушка.
3. Браславская буря за месяц до начала Второй мировой войны.
Страдала от разрушительных ураганов и западная часть Витебщины, входившая с 1921 по 1939 годы в состав Польши.
80 лет назад, в конце июля 1939 года, чуть более чем за месяц до нападения фашистской Германии на Польшу и начала Второй мировой войны на Браславщину обрушилось стихийное бедствие, вызвавшее широкий общественный резонанс.
В конце июля 1939 года над Браславщиной прошла страшная буря с градом, разорившая три четверти крестьянских хозяйств. В довершение бедствий началась засуха.
Корреспондент польской газеты «Слово» писал:
Легкий южный ветер несет к озеру Дрисвяты клубы дыма. Это горят леса и торфяные поля. Картофель, кое-где уцелевший от бури и оставшийся единственной надеждой крестьян, сохнет в раскаленной песчаной земле.
Браславские крестьяне вынуждены были продавать коров и овец за десятую часть рыночной цены, чтобы хоть как-то прокормиться. Кое-где начался голод. О бедствии на Браславщине написали и другие польские газеты, призвавшие оказать благотворительную помощь крестьянам. Бедствие получило известность за пределами Польши: 26 августа 1939 года о буре и засухе на Браславщине написала советская газета «Известия».
На Витебщине случались и другие стихийные бедствия, приносившие хозяйству нашего края не меньший урон.
Буря в Глубоком громила заборы, деревья и даже частные дома.