в «ночь страсти» могло произойти что угодно, даже инцест
Купалье, или Иван Купала (в христианской традиции – Рождество Иоанна Предтечи, Иванов день) – древний славянский народный праздник, связанный с летним солнцестоянием и наивысшим расцветом природных сил. Купалье отмечается 7 июля (24 июня по старому стилю), но куда большее значение, чем сам Иванов день, имеет ночь, предшествующая народному празднику.
В эту магическую ночь наши предки позволяли себе куда больше, чем во все остальное время в году, в том числе и в сексуальном плане. Сегодня мы расскажем о старинных эротических обрядах наших предков-белорусов, практиковавшихся в ночь на Ивана Купалу.
Ночь на Ивана Купалу была единственной ночью в году, когда молодые люди могли отдаться любовной страсти целиком и без остатка, не взирая ни на какие запреты и предрассудки. Фольклорист Петр Бессонов (1828-1898) писал об этом в книге «Белорусские песни с подробными объяснениями их творчества и языка, с очерками народного обряда, обычая и всего быта», изданной в 1871 году:
При купальских кострах и при воде молодые парни обыкновенно в эту сладострастную летнюю ночь тушат огонь своей страсти, девушки гибнут; под утро, дождавшись солнца, те и другие купаются. Но и это совершается не даром, ибо не только поневоле, но даже обрядно и по принудительной силе предания. В другое время, как малорусы, так и белорусы в особенности, крайне целомудренны.
Неудивительно, что в Купальскую ночь как парни, так и девушки практиковали беспорядочные половые связи, иногда с несколькими партнерами за ночь. Отголоски этого можно услышать в старинных народных песнях.
Одна из них – «Купала на Йвана» – была записана М. Величко в деревне Село Сенненского района от В. Писаренко и опубликована в 2006 году в книге «Белорусский эротический фольклор»:
Купала на Йвана!
З кім я спала, усё прапала!
Пад алешкам – із Цярэшкам,
Пад асінай – із Васілем,
Пад ганачкам – з Міхалачкам,
Із Мікітам – пад ракітам,
А з Ягорам – пад яворам.
Иногда купальские забавы белорусской молодежи заходили слишком далеко, случались близкородственные связи – инцест. Об этом поется в другой купальской песне – о происхождении цветов иван-да-марья (народное название – «брат и сестра»). Песня была записана в деревне Лапаровщина Дубровенского района от М. Леганьковой.
В этой песне под названием «А на Йвана Купала праявілася праява» рассказывается об исчезнувших в Купальскую ночь брате и сестре. В детстве их насильно разлучили, и они не знали друг друга, пока не встретились и не влюбились. Известие о близком родстве стало ужасным известием для молодых людей.
А Бог мяне засцярог,
Што з сястрою спаць не лёг.
А Бог мяне мілаваў,
Што сястру я не абнімаў.
А вот как народ объяснял, почему у растения один цветок синий, а другой – желтый:
А сястрыца сіненька,
Што плакала сільненька.
А брахнейка жоўценькі,
А ён плакаў моўчанькі.
Осознав весь ужас своего положения и не желая разлучаться, брат и сестра решили в Купальскую ночь пойти в лес и превратиться в растение.
Пайдзём, сястра, у лясок,
Мы скінемся травою.
А на Йвана Купала будуць
Дзеўкі ў красуі іці,
Будуць яны краскі рваць,
У вяночкі завіваць,
Сястру з братам памінаць.
Стоит отметить, что в народной песне рассказ об инцесте переплетается с верой в оборотней – в возможность человека превратиться в зверя или в растение. Это неудивительно – в Купальскую ночь нечистая сила, согласно поверьям, особенно сильна.
8 необходимых дел на Купалье. То, без чего не может быть этого праздника.
Погода была не праздничная…. https://youtu.be/I68y6Is5Iww