впечатляющая история хозяина имения — владельца первых пароходов в Западной Сибири, водочного короля Зауралья и прототипа романов «Приваловские миллионы» и «Хлеб» Мамина-Сибиряка
«Зеленый дом» — так называют местные бывшую усадьбу в Быковщине Полоцкого района. Это и правда, теперь просто дом: на 13 квартир, с центральным отоплением и водой, а внутри уже все давно переделано. Об этом рассказывают жители бывшей усадьбы. Про историю старого поместья напоминают форменная табличка-щиток, набросок, приколотый ко входу, резные украшения на фасаде и десяток таинственных хозпостроек, разбросанных вокруг Зеленого дома. Все они когда-то были частью поместья.
Конюшня, сушилка с прачкой, флигель, ледник — жители старой усадьбы гордятся своим домом и знают, что здесь было к чему. Жалеют только, что памятные постройки потихоньку разваливаются без присмотра. Комплекс производит впечатление: сколько мы видели старых поместий в Витебской области, это сохранилось лучше всего, со всеми пристройками.
Известный еще с конца XVIII века, Зеленый дом попал в историю в 1809 году, когда здесь родился Альфонс Фомич Поклевский-Козел, будущий олигарх, золотопромышленник, основатель асбестовой промышленности на Урале и хозяин первых пароходов на реках Западной Сибири.
Тогда еще Быковщина была частью Лепельского уезда, а усадьба — одноэтажным домом. Его перепланировали только в XIX веке, построили новое деревянное здание с кирпичной пристройкой, заложили липовую аллею, рядом разбили три фруктовых сада. Тогда же появились и кузница с хозпостройками.
Парк был спланирован на основе сложной водной системы: три пруда соединяли арочные мостики и каналы. В одном из прудов жили лебеди.
В саду было 1400 яблони, 97 груш, 443 вишни и другие фруктовые деревья. Перед домом на круглой клумбе росли желтая акация, шиповник, сирень.
Поклевские-Козелы или Козел-Поклевские, а изначально просто Козелы, были старинным родом из Приднепровья. Их родоначальник был послом великого князя Литовского. В XVII веке род получил имя Козел-Поклевских от своего имения в Ошмянском районе, в XVIII веке разделился на две части: литовских Козелов в Антокали и витебских — в Быковщине.
Альфонс Фомич стал самым известным из рода. Он учился в Полоцке и Вильно, а после уехал в Россию, где сначала служил чиновником в Астрахани, Томске, Санкт-Петербурге, Западной Сибири, а потом прославился как бизнесмен. Он купил пароход и привилегию на судоходство по Байкалу, Оби, Тоболу, Иртышу, Енисею, Лене, открыл первое судоходное предприятие в Сибири. Владел золотыми и асбестовыми приисками, серебряными рудниками, копями изумрудов и александритов, был инициатором строительства железной дороги Екатеринбург-Тюмень, одним из создателей Сибирского торгового банка.
Альфонс Фомич покупал убыточные винокуренные заводы и переоборудовал их, так он стал водочным королем Зауралья. А при строительстве Транссибирской магистрали Екатеринбург-Тюмень он добился, чтобы ветки шли вблизи его предприятий. Местная станция до 1963 года называлась по фамилии Поклевского. Бизнесмен жертвовал большие средства на больницы, школы, гимназии, библиотеки. На момент его смерти в 1890 году все имения оценивались больше чем в 1,5 миллиона рублей.
Альфонс Фомич также отметился в литературе, он был прототипом Ляховского из романа «Приваловские миллионы» и Майстабровского из романа «Хлеб» Мамина-Сибиряка. Предполагается, что в усадьбе в Быковщине в 1853 году мог родиться и его сын, будущий статский советник и купец Викентий Альфонсович Поклевский-Козел, которому и отошло имение.
С помощью местных жителей нам удалось отыскать и фамильный склеп Поклевских-Козелов, построенный в 1900 году. Здесь были похоронены Альфонс Фомич вместе с женой Анжеликой Иосифовной.
Сейчас это просто заросший холм с высокими соснами, а когда-то на нем стояла часовня. Сборник статей «Архитектурно-строительный комплекс: проблемы, перспективы, инновации» Полоцкого государственного университета указывает, что семье долго пришлось просить разрешения поставить каплицу над могилой. В 1926 году костел вместе со склепом разрушили и разграбили: при строительстве школы понадобились камни.
Как рассказывал газете «СБ» профессор БНТУ Владимир Яцкевич, автор книги «История имения Быковщина», могилы громили прилюдно, на это водили смотреть детей. Прах Козелов перезахоронили на деревенском кладбище, а драгоценности забрали под опись.
В сборнике статей указано, что теперь на холме можно увидеть только засыпанную грунтом подземную часть склепа. Но на самом деле, внутри его до сих пор можно увидеть невероятные вещи. Так, заглянув в темноту бывшего склепа, мы высветили там каменное украшение с фамильным гербом Поклевских-Козелов.
В апреле-мае 1924 года в бывшем имении сделали детдом, в начале Великой отечественной войны детей из Быковщины не успели эвакуировать. По данным книги «Туристическая мозаика Беларуси», в 1943 году из 200 детей в детдоме осталось 110. Опекунами детдома стали местные партизаны бригады «Неуловимые» и «Мститель», они помогали продуктами, одеждой и лекарствами.
Из воспоминаний бывшего помощника комиссара бригады «Неуловимые» Д. М. Файгелеринта, приведенных в сборнике научных статей «Беларускае Падзвінне: вопыт, методыка і вынікі палявых і междысцыплінарных даследаванняў» Полоцкого государственного университета:
Быковщина находится в стороне от шоссе, и детский дом остался неразрушенным и не разграбленным немцами, но немцы наведывались часто: забирали продукты, белье, а иногда даже детей, которых отправляли для принудительных работ в Германию. Каждый раз перед приходом налетчиков детям приходилось убегать в лес, прятаться по подвалам, но самым страшным был голод… Партизаны бригады «Неуловимые» помогали ребятишкам продуктами и теплым бельем.
Сейчас, по словам местных, в бывшей усадьбе живет около 9 семей. Интересное, как это — жить в доме с такой богатой историей?
Об еще одном необычном жилом доме, который находится в Браславе, а на самом деле — старый железнодорожный вокзал, читайте на нашем сайте.