Там, где не ходят поезда: тайна старого дома из Браслава

когда твой дом — это не просто дом

Представьте, что вам сказали бы, что дом, в котором вы живете, необычный. Или что это даже и не дом совсем. Так, оказалось, в Браславе несколько семей живут… в здании старого железнодорожного вокзала! А с виду это обычный двухэтажный домик ярко-желтого цвета.

Так выглядит домик с дороги. Фото Анастасии Вереск

Но уже если зайти во двор, можно сходу обнаружить что-то интересное: например, старую рельсу, торчащую из земли.

Во дворе дома-вокзала. Фото Анастасии Вереск

История желтого домика тесно связана с историей узкоколейки, которая вела из Друи в Дукштас, она проходила через Браслав, Лесничовку, Каленкишки, Опсу, Пеликаны, Трапшы, Ставареле, Грытуны, Чэпуканы, Бенюны, Рымшаны, Бержэники, Слободку, Друйск, Яю, Милашово.  Длина узкоколейки составляла 94 километра.

В годы Первой мировой войны по такому маршруту проходила военно-полевая железная дорога, часть которой была построена немецкой стороной, а часть — русской. После войны узкоколейку оставили работать как пассажирскую. Но для этих целей она подходила с трудом: 94 километра дороги поезд проходил здесь рекордных 12 часов! Это исправили после реконструкции только в 1928 году: теперь путь занимал около 4-х часов дневным поездом и около 5 часов — ночным.

В 1930-ых годах браславская узкоколейка попала на страницы туристического путеводителя по Восточной Польше, ее маршрут там представили как целое туристическое приключение.

Железная дорога Дукштас-Друя, мост около станции Опса, 1960 год. Фото Анастасии Вереск, по материалам экскурсии Артема Слизкого

В 1961-62 годах узкоколейку обсадили кустарником, чтобы предотвратить ежегодные снежные заносы. Пути демонтировали только в 1967 году, когда дорогу посчитали экономически невыгодной. Говорят, что за 50 лет существования движение по железной дороге Друя-Дукшты останавливалось только на 3 дня, когда в 1944 году линия фронта шла обратно в строну Германии. Технику с браславской узкоколейки сейчас можно найти на Детской железной дороге в Минске.

Желтый дом как раз был той самой станцией, где поезд останавливался в Браславе. Приходил он, кстати, не со стороны дороги и улицы, а с внутренней стороны дома.

С этой стороны к станции подходил поезд. Фото Анастасии Вереск

Вход в дом. Фото Анастасии Вереск

Перрон, теперь — клумба. Фото Анастасии Вереск

Сейчас в здании бывшего вокзала на двух этажах живет 6 семей. Местная жительница вспомнила, что когда-то к дому даже приезжали поляки, бывшие работники исчезнувшей железной дороги. Фотографию действующей станции сейчас можно найти на стене Браславского историко-краеведческого музея.

Фото дома-вокзала в 1930-ые годы. Фото Анастасии Вереск

Современный вид дома. Фото Анастасии Вереск

Читайте на нашем сайте больше интересного про историю узкоколейной железной дороги в Беларуси. 

РЕКЛАМА


РЕКЛАМА