Как инженер-романтик организовал необычные экскурсии по забытым железнодорожным путям Беларуси (видео)

при чем здесь старая карта и почему все началось в Витебской области 

Нет ничего романтичнее железной дороги, с мягким перестуком рельс, с гудком паровоза, с прямыми, как стрела, линиями — ни одни транспорт не собрал себе столько поклонников, как поезда. Но, оказывается, есть у железных дорог Беларуси своя тайная жизнь и свои забытые тропы. Надо только знать, где искать их. Нашим опытным следопытом в этом деле стал Артем Слизкий, который не только знает все тайные узкоколейные тропы нашей страны, но и с удовольствием водит по ним экскурсии. Себя Артем иронично называет инженером-романтиком, а свою любовь к узкоколейной железной дороге объясняет просто:

Широкая колея, она вся такая суровая, все там правильно и по правилам. А тут как-то проще, уютнее.

Артем Слизкий, организатор проекта 750 mm.by. Фото Анастасии Вереск

Опыт исследования узкоколеек у Артема солидный — 10 лет, и началось все как настоящее приключение.

А началось все со старой карты. Старой топографической советской карты то ли Минского района, то ли области, которая была найдена в деревне на шкафу. И на ней были отмечены узкоколейки. Ближайшая была в Рудинске, и тогда, в студенческие годы, я взял велик и поехал смотреть.

В Беларуси узкоколейка — это железная дорога шириной в 750 миллиметров и в 650 миллиметров для шахт. Фото Анастасии Вереск

С тех пор Артем катался по разным узкоколейкам, превратить хобби в свое дело он думал давно, но решиться было сложно. Начинал сам, морально поддержали друзья. Правда, прибыли пока не большие, «на мороженое». По словам Артема, в Европе экскурсии по узкоколейкам очень популярны, а в Беларуси есть только его проект, которому всего два года.

На экскурсии расскажут про историю узкоколеек и покатают на поезде. Фото Анастасии Вереск

Покататься без спешки на поезде — тоже радость. Фото Анастасии Вереск

Здесь все очень натурально и «нетуристически» в хорошем смысле. Фото Анастасии Вереск

Чтобы посмотреть, как это выглядит, мы прокатились вместе с туристами по 17-километровой лесной узкоколейке в Ивацевичском районе. Казалось бы, кому интересно кататься на промышленном тепловозе? Оказывается, самым разным людям: от «сталкеров» и фанатов до семей с детьми.

Кто-то по несколько раз приезжает. Всегда прикольно смотреть, как на это реагируют люди , например, взрослые тети, которые прыгают от счастья, что им дали погудеть в гудок тепловоза. Была интересная группа израильских туристов, творческое объединение, тогда они находились в Браславе. Для них за пару дней нашли предприятие. Приезжают украинцы, россияне, был один немец. Пока в основном катаем белорусских туристов, на европейский рынок выйти сложно — надо понимание. А я инженер и романтик. 

Начало пути — ТПУ «Березовское», отсюда поезд уходит в лес. Фото Анастасии Вереск

Наш транспорт — тепловоз ТУ-6МБ с вагончиком. Фото Анастасии Вереск

Выгоревший участок леса. Как в настоящем лесу, по ходу экскурсии можно увидеть диких животных. Фото Анастасии Вереск

Конечная станция — полевая база, здесь добывали торф. Фото Анастасии Вереск

Сейчас по узкоколейкам возят на предприятия торф, поэтому здесь все сурово, по-простому и поэтому так интересно. У проекта пока только три маршрута: лесной с экскурсией в Музей железнодорожной техники в Барановичах, в Лидский район с экскурсией на пивзавод и в Смолевичи с заездом на Белаз. Стоит такое развлечение от 45 до 55 рублей. Пока что катают около двух раза в месяц.

Внутри вагончика. Фото Анастасии Вереск

Машинист. Фото Анастасии Вереск

Фото Анастасии Вереск

Сэлфи в движущемся поезде. Фото Анастасии Вереск

Предприятия идут на контакт кто как. Вот на этом маршруте инженер сам связался со мной, увидел в интернете и предложил возить туристов. Кто-то сомневается, кто-то удивляется, что это вообще интересно. Люди привыкли, это их работа. Кто-то отказывает, может, боятся такой ответственности. 

Как выглядит экскурсия, мы предлагаем посмотреть на видео.

Кстати, история узкоколейки тесно связана с  Витебской областью, потому что начиналась все именно здесь.

Лесная узкоколейка. Фото Анастасии Вереск

Фото Анастасии Вереск

Разворот в конце маршрута. Фото Анастасии Вереск

Первой узкоколейной железной дорогой в Беларуси был путь из Свентяны в Березвечье (сейчас это была бы дорога из литовского Швенчениса в Глубокое). Ее начали строить в 1895 году по инициативе «Первого общества подъездных путей» под началом Болеслава Антоновича Яловецкого, памятник которому, кстати, сейчас можно найти на станции в Лынтупах. Сейчас участок бывшей узкоколейки от Лынтуп до Глубокого перешит на широкую колею.

Памятник Болеславу Яловецкому в Лынтупах, которого называли «королем узкоколеек». Фото Анастасии Вереск

Еще одна важная узкоколейка находилась в Браславском районе, она была построена в годы Первой мировой и пережила ее еще на полвека. Возле деревни Слободка до сих пор можно увидеть насыпь, которая осталась от железной дороги из Друи в Дукштас, она проходила через Браслав, Опсу, Слободку.

Железная дорога Дукштас-Друя, мост около станции Опса, 1960 год. Фото Анастасии Вереск

Одна часть этой старой узкоколейки была построена русской стороной, а вторая — немецкой. Из-за того, что она была изначально военно-полевой и несовершенной, поезд проходил эти 94 километра целых 12 часов! В 1967 году ее демонтировали. В самом Барславе сейчас можно увидеть здание бывшего вокзала, сейчас — жилой дом, и найти улицу Железнодорожную. Два паровоза оттуда после закрытия перекочевали на Детскую железную дорогу в Минск. «Вторую жизнь» узкоколейки получили в 1920-ых годах: ими стали подвозить торф на предприятия. Для этого они успешно служат до сих пор. 

Наша группа на экскурсии по лесной узкоколейке. Фото Анастасии Вереск

Так что, если вас привлекает промышленный туризм или поездки, отличные от привычные экскурсий, где все бегом и с обязательной покупкой магнитиков, всегда можно погреметь и даже погудеть, катаясь по белорусским узкоколейкам. Всем любителям железнодорожного транспорта мы также предлагаем исследовать трамвайное депо в Витебске. 

РЕКЛАМА


РЕКЛАМА