Как в Миорском райпо женщины за два года присвоили более четырех миллиардов неденоминированных рублей

Криминал

каждый месяц предприятие недосчитывалось сумм от 500 миллионов неденоминированных рублей

Около четырех лет назад сотрудники управления по борьбе с экономическими преступлениями УВД Витебщины получили оперативную информацию о хищениях должностными лицами Миорского райпо денежных средств организации.

Устанавливая достоверность этих сведений, охватили проверкой двухлетний период, – рассказал начальник первого отдела УБЭП УВД подполковник милиции Дмитрий Роговский. – В 2015-м возбудили первое уголовное дело за злоупотребление служебными полномочиями и хищение. Фигурантами стала главный бухгалтер потребительского общества, два ее заместителя, кассир и председатель ревизионной комиссии, которые за два года присвоили более четырех миллиардов неденоминированных рублей.

В незаконной деятельности членам группы помогали трое работников бухгалтерии предприятия. В ходе следствия они во всем сознались, раскаялись, полностью возместили ущерб, активно сотрудничали с правоохранительными органами и в итоге помогли распутать всю цепочку, поэтому судом были освобождены от наказания, пишет газета «На страже».

Деньги похищались непосредственно из кассы райпо, в которую из магазинов для последующей передачи в банк поступала вся собранная за день наличность, – продолжил офицер. – И средства на счете действительно оказывались, но не все. На часть суммы заместитель главного бухгалтера, ранее судимая за злоупотребление служебными полномочиями, составляла и приобщала к бухучету фиктивные инкассационные ведомости. Согласно им, те деньги также переадресовывались финансовому учреждению, а по факту же попросту изымались из кассы и оседали в карманах членов преступной группировки.

Так каждый месяц предприятие недосчитывалось сумм от 500 миллионов неденоминированных рублей. Выявить это могла бы внезапная проверка центральной кассы, но глава ревизионной комиссии, сразу заподозрившая неладное, тут же оказалась в доле. Документация была оформлена по правилам и на первый взгляд не вызывала подозрений. Докопаться до истины сумели только оперативники УБЭП.

Как в Миорском райпо женщины за два года присвоили более четырех миллиардов неденоминированных рублей
Магазин из CCCР. Фото fototelegraf.ru

Обратили внимание на значительную сумму задолженности райпо перед поставщиками. Для выяснения причины начали проводить сверки, в их ходе и всплыли огромные недостачи. Оказалось, похищаемые денежные средства злоумышленники регулярно вносили в графу долгов, причем суммы распределялись между разными предприятиями. Более того, ежемесячно происходило движение виртуальных денег из одной колонки таблицы в другую. Позже бухгалтер, курировавшая эти счета, не стала отрицать очевидное и передала тетрадь, в которой фиксировала все свои действия.

Начали сотрудники управления по борьбе с экономическими преступлениями с изучения всех бухгалтерских документов предприятия, а также принадлежащих ему магазинов. Но чтобы добыть бумаги, им пришлось потрудиться: осознав, что дело принимает нехороший оборот, злоумышленники организовали… сдачу документации в макулатуру. Оперативники собирали ее на складе буквально по листочку.

Отработали более двух тысяч поставщиков, в том числе зарубежных. Тщательно изучали накладные и выясняли, действительно ли товар поступал и реализовывался, а в центральную кассу предприятия стекалась наличность, – отметил собеседник.

Четверка основных фигурантов до последнего отрицала свою вину. Признательные показания на каком-то этапе дала лишь главный бухгалтер. Она же единственная добровольно вернула предприятию денежные средства – порядка полутора миллиардов рублей наличными. Организатором же и «идейным вдохновителем» криминального квинтета была ее заместитель, которая подобрала кандидатов в сообщники, распределила роли, сумев убедить начальницу в том, что от сотрудничества та получит только выгоду.

Все они жили на широкую ногу: устраивали семейные заграничные вояжи, владели с размахом обставленными и оборудованными по последнему слову техники домами или квартирами, новенькими автомобилями, многочисленными изделиями из драгметаллов, – перечислил подполковник милиции. – Когда накладывали арест на имущество, большая часть которого, как водится, была оформлена на родителей и других ближайших родственников, в одном из жилищ насчитали 250 единиц бытовой техники. Банковские счета фигурантов при этом пустовали.

Вина подозреваемых была полностью доказана, они отбывают назначенное судом наказание (от шести до семи лет лишения свободы с конфискацией имущества). Однако точку в этой истории ставить пока рано.

Как оказалось, участники группы параллельно использовали и другую преступную схему обогащения. Для ее реализации привлекли к делу четырех заведующих магазинами. На сей раз после некоторых кассовых махинаций наличные похищались из кассы торговой точки. А транспортные накладные, по которым поступал товар, попросту изымались и уничтожались.

Общие потери райпо от этих действий оцениваются еще в 4,5 млрд неденоминированных рублей. Расследование по делу завершено, материалы направлены в суд. Не исключено, что в местах лишения свободы женщинам придется задержаться.

Уже в завершение беседы Дмитрий Роговский вспоминает: когда задержали участниц группы, одна из них больше всего переживала, что не сможет отвести дочь в первый класс. Первое время родные объясняли девочке, что мама в командировке…

Миорское райпо — банкрот. Работу потеряют 94 человека.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий