Забытая катастрофа на Западной Двине в Витебске. Где была переправа на пароме, подходы к которой сохранились до сих пор

Авторские статьи

удивительная история про то, как 18 человек спас обыкновенный матрос

Крупные аварии и катастрофы на транспорте всегда привлекали внимание. Об одной из них, произошедшей на Западной Двине в Витебске ровно 100 лет назад – гибели парохода «Надежда» – мы недавно писали.

Но в списке катастроф на Двине гибель «Витебского Титаника», увы, не единственная. За месяц до начала Великой Отечественной войны произошло еще одно крушение в Двине, которое лишь благодаря героизму спасателей обошлось без человеческих жертв.

Забытая катастрофа на Западной Двине в Витебске. Где была переправа на пароме, подходы к которой сохранились до сих пор
Кимовский мост. Фото: Сергей Мартинович

Эту удивительную историю рассказала 9 мая 1941 года газета «Советская Белоруссия».

До открытия в 1978 году Кимовского моста через Западную Двину, соединившего Лучесу с Марковщиной, связь между двумя берегами реки была затруднена. Жителям Лучесы и Тарного поселка, работавшим на предприятиях на правом берегу, приходилось добираться на работу либо пешком до трамвайного кольца в районе теперешнего проспекта Черняховского, а оттуда трамваем через современный мост Блохина, либо переплывать реку.

Забытая катастрофа на Западной Двине в Витебске. Где была переправа на пароме, подходы к которой сохранились до сих пор
Паром через Западную Двину между Тарным и Марковщиной на немецкой карте Витебска 1944 года. Источник: «Витебская энциклопедия»

Для этого через Двину пустили паром из Тарного в район Пролетарской площади. Мы можем это увидеть на немецкой карте 1944 года. Переправа располагалась сразу за нынешней 24-й школой и выходила к 1-й Украинской улице.

Желающих попасть с одного берега на другой было много, и паром просто не мог перевести всех. Кто-то, несмотря на запреты и опасность для жизни, переходил Двину по железнодорожному мосту. Но многие жители Тарного пользовались услугами частных лодочников, пренебрегавших всеми возможными правилами безопасности и набивавших лодки людьми до отказа.

Забытая катастрофа на Западной Двине в Витебске. Где была переправа на пароме, подходы к которой сохранились до сих пор
Место на Западной Двине, где до войны функционировал паром. Фото: Сергей Мартинович

В то майское утро 1941 года люди спешили на работу. В одну из небольших лодок набилось 18 человек вместе с перевозчиком. Людей переправляли стоя. Из-за этого лодочник не заметил парома. Лодка врезалась в него и пошла ко дну. 18 человек оказались в воде. Среди тонущих была женщина с грудным ребенком.

Вода в начале мая в Двине была холодной, течение в этом месте – сильным. Тонущие стали кричать и звать на помощь. Крик услышал матрос Витебского участка государственного пароходства Медведев.

Забытая катастрофа на Западной Двине в Витебске. Где была переправа на пароме, подходы к которой сохранились до сих пор
Тарный. Остатки довоенной дороги к парому. Фото: Сергей Мартинович

Недолго думая, матрос кинулся в холодную воду и вытащил первого человека. Затем второго. Одежда мешала матросу, и он скинул ее. Видя, что не может спасти всех людей, находившихся в воде, Медведев бросил тонущим с парома несколько спасательных кругов и бревно, велел держаться за него, ободрял как мог терпящих бедствие.

Спасенные Медведевым мужчины помогали вытаскивать людей из воды. К счастью, человеческих жертв удалось избежать. Все 18 человек были спасены.

Герою-матросу было 29 лет, он уже много лет служил в речном транспорте и считался отличным работником.

За героический поступок Витебский ОСВОД выдал Медведеву денежную премию и представил к награде.

Забытая катастрофа на Западной Двине в Витебске. Где была переправа на пароме, подходы к которой сохранились до сих пор
Паром через Двину в Сураже. Фото носит иллюстративных характер. Фото: Сергей Мартинович

К сожалению, газета не сообщила имени и отчества витебского матроса, спасшего 18 человек. Хотелось узнать, как сложилась дальнейшая судьба Медведева, но из-за недостаточных данных поиски на сайтах «ОБД Мемориал», «Подвиг народа» и «Память народа» не увенчались успехом.

Возможно, кто-нибудь из витебских старожилов смог бы пролить свет на эту историю? Вполне вероятно, что у матроса Медведева среди наших читателей есть родственники и потомки.

Интересно, что паром через Западную Двину на Марковщине действовал до первой половины 1970-х годов. Об этом рассказали старые работники фабрики имени КИМ. В наши дни, с открытием моста, надобность в подобной переправе отпала. И лишь некоторые жители пригородных деревень все еще переправляются домой с речного порта на лодках.

Новые факты о «Витебском Титанике». Ужасная катастрофа на Западной Двине ровно 100 лет назад.

Почему так называется и что мы про это знаем: 14 интересных фактов о витебском микрорайоне Тарный.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. михаил иванов

    Вижу, работаете с довоенной прессой. Как дела по инфе о первых выборах в ВС СССР и публиковавшихся информационных материалах?

    Ответить