Как взрывали Кировский мост в Витебске

уникальные кадры из архива

Кировский мост через Западную Двину – одна из самых узнаваемых достопримечательностей Витебска. Арки, пролеты и перила моста бесчисленное количество раз воспроизводились на открытках с видами города еще в дореволюционные годы.

2019 год. Кировский мост. Фото: Сергей Мартинович

Но была в истории моста через Двину и трагическая страница. В годы Великой Отечественной войны старый Двинский мост, построенный в 1863-1866 годах, взрывали дважды.

1948 год. Разрушенный Двинский мост. Фото из собрания БГАНТД

Первый раз – в июле 1941 года – отступающие части Красной Армии подорвали опору моста у правого берега Двины, чтобы задержать наступление гитлеровцев. Немцы быстро восстановили поврежденную часть сооружения и использовали мост для собственных нужд.

1948 год. Разрушенный Двинский мост. На заднем плане — руины здания педагогического института. Фото из собрания БГАНТД

Второй раз мост через Двину взорвали уже немцы в июне 1944 года. В этот раз мост был разрушен до основания, и на восстановление его ушло 11 лет.

Что же представлял собой мост в то первое послевоенное десятилетие? Ответ на этот вопрос мы нашли в фондах Белорусского государственного архива научно-технической документации (БГАНТД) в Минске. Архивные фотоснимки разрушенного моста были сделаны в 1948 году.

1948 год. Пережившая войну опора (бык) Двинского моста. Фото из собрания БГАНТД

Согласно архивным документам, от разрушенного Двинского моста уцелел лишь один бык (опора), а также фундаменты еще двух быков и береговые устои.

1948 год. Разрушенный береговой устой Двинского моста со стороны улицы Замковой. Фото из собрания БГАНТД

Из-за того, что построенные в XIX веке опоры старого моста были заложены очень мелко на песке, их восстановление и использование для удержания конструкции нового моста было признано нецелесообразным. Предлагалось построить новые опоры на новых фундаментах. Гранитный камень старой облицовки планировалось использовать для украшения нового моста.

1948 год. Разрушенное основание моста в Задвинье. Слева на заднем плане — уцелевший дом № 2 по Октябрьскому проезду, известный как «польский дом». Фото из собрания БГАНТД

Первый проект восстановления моста через Западную Двину был разработан в ноябре 1949 – июне 1950 годов на основе изысканий института «Белгоспроект», проведенных в конце 1949 года. Автором проекта был ленинградский инженер И. Гельфман.

1948 год. Набережная у разрушенного моста в Задвинье. На заднем плане — восстановленный Клуб металлистов. Фото из собрания БГАНТД

Интересно, что изначально мост рассчитывался не только на автомобильную, но и на трамвайную нагрузку, что свидетельствует о планах восстановления трамвайной линии по улицам Замковой и Кирова в конце 1940-х годов.

1948 год. Разрушенная часть моста в Задвинье. Фото из собрания БГАНТД

Второй и окончательный проект строительства Кировского моста в Витебске был утвержден Советом Министров СССР 3 июля 1951 года. В ноябре-декабре 1951 года были проведены дополнительные геологические и гидрологические изыскания, и в начале 1952 года началось возведение моста, завершившееся к концу 1955 года.

1948 год. Понтонный мост через Двину от улицы Льва Толстого к Клубу металлистов. Фото из собрания БГАНТД

Все это время для переправы через Двину в центре Витебска горожане пользовались понтонным пешеходным мостом в летнее время. Ну а зимой через реку переправлялись по льду.

«Мост для нас – это рай»: 5 интересных фактов про Двинский мост в Витебске.

Рейтинг старых мостов Витебска.

РЕКЛАМА


РЕКЛАМА