Как взрывали Кировский мост в Витебске

Авторские статьи

уникальные кадры из архива

Кировский мост через Западную Двину – одна из самых узнаваемых достопримечательностей Витебска. Арки, пролеты и перила моста бесчисленное количество раз воспроизводились на открытках с видами города еще в дореволюционные годы.

Как взрывали Кировский мост в Витебске
2019 год. Кировский мост. Фото: Сергей Мартинович

Но была в истории моста через Двину и трагическая страница. В годы Великой Отечественной войны старый Двинский мост, построенный в 1863-1866 годах, взрывали дважды.

Как взрывали Кировский мост в Витебске
1948 год. Разрушенный Двинский мост. Фото из собрания БГАНТД

Первый раз – в июле 1941 года – отступающие части Красной Армии подорвали опору моста у правого берега Двины, чтобы задержать наступление гитлеровцев. Немцы быстро восстановили поврежденную часть сооружения и использовали мост для собственных нужд.

Как взрывали Кировский мост в Витебске
1948 год. Разрушенный Двинский мост. На заднем плане – руины здания педагогического института. Фото из собрания БГАНТД

Второй раз мост через Двину взорвали уже немцы в июне 1944 года. В этот раз мост был разрушен до основания, и на восстановление его ушло 11 лет.

Что же представлял собой мост в то первое послевоенное десятилетие? Ответ на этот вопрос мы нашли в фондах Белорусского государственного архива научно-технической документации (БГАНТД) в Минске. Архивные фотоснимки разрушенного моста были сделаны в 1948 году.

Как взрывали Кировский мост в Витебске
1948 год. Пережившая войну опора (бык) Двинского моста. Фото из собрания БГАНТД

Согласно архивным документам, от разрушенного Двинского моста уцелел лишь один бык (опора), а также фундаменты еще двух быков и береговые устои.

Как взрывали Кировский мост в Витебске
1948 год. Разрушенный береговой устой Двинского моста со стороны улицы Замковой. Фото из собрания БГАНТД

Из-за того, что построенные в XIX веке опоры старого моста были заложены очень мелко на песке, их восстановление и использование для удержания конструкции нового моста было признано нецелесообразным. Предлагалось построить новые опоры на новых фундаментах. Гранитный камень старой облицовки планировалось использовать для украшения нового моста.

Как взрывали Кировский мост в Витебске
1948 год. Разрушенное основание моста в Задвинье. Слева на заднем плане – уцелевший дом № 2 по Октябрьскому проезду, известный как «польский дом». Фото из собрания БГАНТД

Первый проект восстановления моста через Западную Двину был разработан в ноябре 1949 – июне 1950 годов на основе изысканий института «Белгоспроект», проведенных в конце 1949 года. Автором проекта был ленинградский инженер И. Гельфман.

Как взрывали Кировский мост в Витебске
1948 год. Набережная у разрушенного моста в Задвинье. На заднем плане – восстановленный Клуб металлистов. Фото из собрания БГАНТД

Интересно, что изначально мост рассчитывался не только на автомобильную, но и на трамвайную нагрузку, что свидетельствует о планах восстановления трамвайной линии по улицам Замковой и Кирова в конце 1940-х годов.

Как взрывали Кировский мост в Витебске
1948 год. Разрушенная часть моста в Задвинье. Фото из собрания БГАНТД

Второй и окончательный проект строительства Кировского моста в Витебске был утвержден Советом Министров СССР 3 июля 1951 года. В ноябре-декабре 1951 года были проведены дополнительные геологические и гидрологические изыскания, и в начале 1952 года началось возведение моста, завершившееся к концу 1955 года.

Как взрывали Кировский мост в Витебске
1948 год. Понтонный мост через Двину от улицы Льва Толстого к Клубу металлистов. Фото из собрания БГАНТД

Все это время для переправы через Двину в центре Витебска горожане пользовались понтонным пешеходным мостом в летнее время. Ну а зимой через реку переправлялись по льду.

«Мост для нас – это рай»: 5 интересных фактов про Двинский мост в Витебске.

Рейтинг старых мостов Витебска.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий